МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заседание
педагогического совет
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Борисова И.Н.
Овчинников К.А.
Приказ № 164 (а)
от «28» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Оч.Умелые ручки»
Направленность – художественная
Возраст обучающихся - 8-11 лет
Срок реализации программы - 1 год
д.Галибиха
2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Направленность программы – художественная.
Программа относится к художественной направленности и таким образом призвана развивать
творческие способности детей. Чем раньше начинать это делать, тем эффективнее будет результат
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творчество - это способность
удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на
открытие нового, склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Актуальность программы объясняется важностью декоративно-прикладного творчества для
развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном звене школы.
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие
художественного вкуса и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность: каждый ребенок имеет возможность попробовать свои
силы в разных видах творчества. Поэтому, в дальнейшем у ребёнка есть выбор приоритетной для
него техники, где он мог бы максимально себя развивать, совершенствовать приемы и методы
работы с различными материалами, формировать умение применять их в самостоятельном,
свободном творчестве. Творческий процесс у ребенка развивает воображение и художественный
вкус.
Новизна программы: Программа доступна и проста в освоении, ребенок легко достигает
хороших результатов, познавая через творчество окружающий мир. Особенностью ее является
индивидуальный подход к выбору и подаче материала детям.
Программа имеет комплексный характер, в нее включены различные методики выполнения
изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение,
конструирование, мозаика, аппликация, смешанные техники.), а также лепка и рисование. На
занятиях дети вместе с педагогом будут изучать разные техники работы с пластилином и бумагой.
В технике растушевки, скручивания пластилина будут делать различные картины, используя еще
и цветную бумагу будут делать комбинированные работы. Работая с бумагой дети научатся
пользоваться ножницами, вырезать простые фигуры, делать объемные аппликации из бумаги.
Занятия распределены так, чтобы изучение материала проходило от простого к сложному.
Программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися
разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
Адресат программы: программа ориентирована на детей в возрасте 8 - 11 лет.
Объём программы: данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в течение
учебного года.
Срок освоения программы: нормативный срок освоения данной программы - 1 год.
Форма обучения – очная. Реализация программы возможна с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Язык обучения: русский
Уровень программы: базовый
Режим занятий: длительность занятий: 40 мин - 1 раз в неделю по 1 часу. Предусмотрена
переменка. Особое внимание во время занятий следует уделить знанию и соблюдению правил
техники безопасности.
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творчества у детей младшего школьного
возраста посредством разнообразных техник.
Задачи:
- научить детей основным приемам и техникам работы с пластилином и бумагой;
- воспитывать интерес и любовь к труду и ручному творчеству;
- развивать творческую индивидуальность обучающегося.
Учебный план
№
Название разделов
Практика
Теория
Всего
часов
1.
Начинающий самоделкин
14
3
17
2.
Очумелые ручки
13
3
16
3.
Промежуточная аттестация
1
Итого
28
1
6
Форма контроля
анализ
выполненной
работы
анализ
выполненной
работы
зачётная работа
34
Содержание программы
Раздел 1. Начинающий самоделкин
Введение.
Теория: Вводное занятие. На первом занятии педагог знакомится с детьми, беседует о том,
чем они любят заниматься, что умеют и расскажет что будут делать на занятиях.
Проводит инструктаж по технике безопасности. Знакомит с основными инструментами их
назначением и применением.
Учимся рисовать.
Теория: Техника рисования поэтапно по образцу. Фигурное рисование.
Практика: Рисуем объемные буквы своего имени. Рисуем дерево. Комбинируем рисунок и
аппликацию в технике обрыва "Дерево". Рисуем с помощью овала и круга кошку. Делаем
аппликацию из цветной бумаги, вырезаем овалы и наклеиваем их в форме кошки "лежащая".
Лепка.
Теория: Основные виды лепки: рассматриваем пластилиновую рельефную технику.
Практика: Изготовление пластилинового рельефа "Рябина". Изготовление пластилиновой
аппликации "Кленовый лист". Изготовление пластилинового рельефа "Домик". Объемная лепка
животных "Собачка- такса", "Тюлень на льдине".
Поделки-подарки
Практика: Изготовление "Новогодний шар" в технике пластилиновый рельеф. Картина
"Зима" в технике аппликация,. «Снеговичок»-аппликация в технике обрыва из бумаги,
"Новогодняя елочка"- игрушка- подвеска в технике пластилинового рельефа.
Раздел 2. Очумелые ручки
Бумажное конструирование
Теория: Вводное занятие, техника безопасности при работе с ножницами, клеем. "Павлин" в
технике оригами.
Практика: "Павлин" в технике оригами. "Лягушка в болоте" в технике аппликация.
Объемная поделка "Лебеди на озере". Поделка из картона и цветной бумаги "Зубастик". Поделка
из картонного стаканчика и трубочки "Веселое солнышко". Объемная аппликация "Птичка".
Полет фантазии
Теория: Учимся использовать в поделках разные техники.
Практика: Картина "Весенний пейзаж". Фон картины - растушевка мелом, дом аппликация из цветной бумаги, облако выполнено в технике обрыва. Крона дерева ,ручеек - в
технике обрыва.
Картина "Букет мимозы", рисунок карандашом. Ваза -контур и орнамент , листочки и
веточки делаем гуашью с помощью ватных палочек. Цветок мимозы это аппликация в технике
скатывания, оформляем рамку.
Композиция "Морской пейзаж", зарисовка ее на картоне. Фон композиции - растушевка
мелом , кораблик ,волны , солнце выполнены в технике пластилинового рельефа.
Картина "Цветочная поляна", зарисовка цветов по образцу, выполнение их в разных
техниках.
Раздел 3. Промежуточная аттестация
Практика: Выполнение работы с применением изученных техник работы на выбор.
Планируемые результаты
После окончания курса обучающиеся будут знать:
- название материалов и основные приемы работы с ними;
- основные правила техники безопасности;
- принципы организации рабочего места;
будут уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
- работать с пластилином используя различные техники;
- выполнять работу по образцу;
- выполнять работы используя цветную бумагу, клей;
- применять технику комбинированных работ;
научатся:
- организовывать рабочее место;
- выполнять работы, применяя изученные техники пластилинографии;
- работать с ножницами, бумагой, клеем;
- выполнять работу по образцу;
- экономно расходовать материалы.
В плане формирования умений и навыков обучающиеся изготовят небольшие работы по
объему, выполняемые по образцу. В плане формирования личностных качеств детей – это
развитие трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, усидчивости.
№
п/п
Дата
Название раздела и темы
Количество часов
практика теория
всего
Раздел 1. Начинающий самоделкин
Введение
Вводное занятие: знакомство с детьми, организационные вопросы,
цели и задачи обучения
Инструменты и материалы. Знакомство с основными инструментами
их назначением и применением
Учимся рисовать.
Техника рисования по этапно по образцу.
14
1
1
1
1
11.
Рисуем объемные буквы своего имени.
Рисуем дерево.
Комбинируем рисунок и аппликацию в технике обрыва "Дерево"
Фигурное рисование.
Рисуем с помощью овала и круга кошку.
Делаем аппликацию из цветной бумаги, вырезаем овалы и
наклеиваем их в форме кошки "лежащая".
Лепка.
Основные виды лепки: рассматриваем пластилиновую рельефную
технику.
Изготовление пластилинового рельефа "Рябина"
1
1
12.
13.
14.
Изготовление пластилиновой аппликации "Кленовый лист"
Изготовление пластилинового рельефа "Домик"
Объемная лепка животных «Собачка- такса»
1
1
1
1
1
1
15.
Лепим "Тюлень на льдине"
Поделки-подарки
16.
Изготовление поделки Новогодний шар
1
4
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
17.
18.
19.
Игрушка подвеска Елочка
«Снеговичок»-аппликация в технике обрыва из цветной бумаги
"Зима"- аппликация в технике пластилинового рельефа
Раздел 2. Очумелые ручки
3
1
1
1
5
1
2
1
1
1
1
5
13
17
2
1
1
1
3
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
16
Форма занятия
Форма
контроля
Беседа, знакомство с
литературой
Беседа
Беседа, практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Анализ
изделия
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Бумажное конструирование
Вводное занятие, техника безопасности при работе с ножницами,
клеем
5
"Павлин" в технике оригами
"Лягушка в болоте" в технике аппликация
Объемная поделка "Лебеди на озере"
Поделка из картона и цветной бумаги "Зубастик"
Поделка из картонного стаканчика и трубочки "Веселое солнышко"
Объемная аппликация "Птичка"
Полет фантазии
Учимся использовать в поделках разные техники. Картина
"Весенний пейзаж"
Фон картины - растушевка мелом, дом- аппликация из цветной
бумаги, облако выполнено в технике обрыва
2
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
9
1
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
1
1
Беседа, Практическое
занятие
1
1
1
1
1
1
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
Беседа, Практическое
занятие
1
1
Беседа, Практическое
занятие
1
1
Беседа, Практическое
занятие
Фон композиции - растушевка мелом , кораблик ,волны , солнце
выполнены в технике пластилинового рельефа
Промежуточная аттестация
1
1
Беседа, Практическое
занятие
1
1
Картина "Цветочная поляна", зарисовка цветов по образцу,
выполнение их в разных техниках.
1
1
Практическая
работа
Беседа, Практическое
занятие
Крона дерева ,ручеек - в технике обрыва
Картина "Букет мимозы", рисунок карандашом
Ваза -контур и орнамент , листочки и веточки делаем гуашью с
помощью ватных палочек
Цветок мимозы это аппликация в технике скатывания, оформляем
рамку
Композиция "Морской пейзаж", зарисовка ее на картоне
Итого
28
6
34
Зачетная
работа
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий имеется постоянное помещение - оборудованное столами,
стульями, хорошо освещенное.
Инструменты и приспособления: ножницы, подложка для работы с пластилином, папка с
образцами.
Материалы: бумага, картон, клей, пластилин.
Кадровое обеспечение:
.
Реализацию программы осуществляет штатный учитель начальных классов, имеющий
среднее профессиональное образование. Образование педагога соответствует профилю
программы.
Формы аттестации и система оценки результатов обучения по программе
Качество знаний и умений обучающихся проверяется с помощью контроля.
По программе используются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.
Входной контроль проводится в начале учебного года с целью определения уровня развития
детей, их творческих и физических способностей.
Текущий контроль проводится в течение реализации программы, с целью определения
степени усвоения учебного материала программы и включает в себя контроль по изученным
темам, разделам.
Итоговый контроль - это промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация для детей проводится в форме зачётной работы – обучающиеся
выполняют работу на выбор из предложенных вариантов с применением изученных техник
работы.
Критерии выполнения зачётной работы:
- качество выполнения;
- аккуратность, эстетичность, выполнения;
- соответствие представленной работы возрасту ребенка;
По итогам аттестации для ребёнка определяется 3 уровня усвоения знаний и умений:
индивидуальный, средний, высокий.
Критерии усвоения детьми содержания программы.
1. Мотивация к
творчеству
2. Ход работы
3. Владение
техникой
1- работа по образцу
2 - привнесение образцу улучшающих деталей
3- умение реализовать собственную идею (создавать новый образ)
1- непоследовательное ведение работы.
2- соблюдена правильная последовательность ведения работы.
(от общего к частному)
1- низкий уровень владения техникой исполнения и материалами.
2- недостаточное владение техникой, неумение соединить знания и умения
в целое.
3- высокий уровень владения техникой, соединение знания, умения и
художественного восприятия в практической работе.
4. Качество
исполнения
5. Уровень
самостоятельности
выполнения
6. Оценка
результатов своей
деятельности
1- ниизкий уровень
2- старательное исполнение, недостаток инициативности.
3- высокий уровень и наличие индивидуального почерка.
1- требуется практическая помощь педагога
2- требуется частичная помощь и консультация
3- самостоятельная работа учащегося
1- неадекватное, часто завышенное отношение к своей работе
2- дается с помощью педагога и других учащихся
3- дается самостоятельно, адекватна результату деятельности
Результаты диагностики заносятся в следующую таблицу:
Фамилии учащихся
Критерии оценки
1
2
3
Итого
(кол-во
баллов)
4
5
Уровень
6
В зависимости от количества баллов определяется три уровня развития творческих способностей
учащихся:
от 5-8 баллов - индивидуальный уровень,
от 9-12 баллов - средний,
от 13-17 баллов – высокий
Методические материалы
Дидактическое обеспечение
Разработки по темам
Альбомы
«Инструкции
по
технике «Шаблоны для работ
безопасности»
пластилинографии»
«План
последовательности
выполнения работ по темам»
«Критерии
оценивания
зачётной работы»
Выставки
по «Наши
достижения»
действующая экспозиция работ
обучающихся.
на темы времена
«Рисунки
года»
«Образцы
необходимые
в
качестве
наглядного
материала»
«Готовые поделки»
Методическое обеспечение программы:
Для решения задач, поставленных в программе, необходимо:
а) использовать различные методические приёмы обучения
б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
в) давать материал в системе, от простого к сложному
Методы обучения (словесные, наглядные, практические) использовать в сочетании. На
занятии придерживаться схемы: объявление темы, рассматривание и обсуждение образцов,
объяснение нового задания, практическая работа детей, анализ получившихся поделок
Формы и режим занятий.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает
краткие пояснения по темам занятий с показом образцов по ним. Практическая часть занятий
состоит из выполнения работы по плану.
Перед детьми ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, с
соблюдением правил техники безопасности.
Формы работы на занятиях
- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи
при возникновении затруднений, без уменьшения активности обучающихся и при содействии
выработке навыков самостоятельной работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме зачётной работы - изготовление изделия.
Формы проведения занятия
- беседа;
- демонстрация-объяснение;
- практическое задание.
Формы подведения итогов по разделам, темам:
- анализ выполненной работы;
- беседа;
- зачётная работа.
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология
1. Технология
уровневой
дифференциации
2. Здоровье
сберегающие
технологии
Целевые ориентации
- обучение каждого на уровне
его возможностей и
способностей
- создание условий для
сохранения здоровья учащихся
Прогнозируемый
результат
использования технологий
- подбор материала по сложности
исполнения соответствует
возможностям ребёнка
- соблюдение санитарно гигиенических
требований
(проветривание, оптимальный
тепловой режим, освещенность,
чистота, соблюдение техники
безопасности);
- составление расписания и
распределение учебной нагрузки в
соответствии с требованиями;
- смена видов деятельности на
занятии;
- физпаузы;
- индивидуальный подход к
учащимся с учётом личностных
возможностей;
- благоприятный
психологический климат.
Воспитательный компонент программы
Цель воспитательной работы – создание условий для развития творческой, нравственной,
гармоничной, активной личности, способной к самореализации.
Информационные ресурсы и литература
Информационные ресурсы:
- http://doshkolnik.ru/podelki-iz-plastilina/23879.html
Методическая
разработка
«Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей
дошкольного возраста»;
- https://www.maam.ru/ - Пластилинография как метод в работе с дошкольниками.
- https://tratatuk.ru/applikatsii/applikatsii-dlya-detej.html - аппликации
- https://infourok.ru/applikaciya-vidy-applikacii-osnovy-tehniki-vypolneniya-5187425.html
аппликации
- https://gidrukodeliya.ru/podelki?page=3 – поделки
Литература для педагога:
1. Учимся рисовать. (Рисование, аппликация и лепка, предшкольная пора.) – Н.Г. Салмина,
А.О. Глебова. 2008 г.
2. Обучение дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации.
Грибовская. 2008 г.
3. Аппликационные работы в начальных классах.- И. К. Щебыкин, В. И. Раманина.
Литература для детей и родителей:
1. Лепим, фантазируем, играем.– И. А. Лыкова. 2004 г.
2. Секреты пластилина- Рони Орен. 2015 г.
3. Рисуем пластилином сказочный мир – Г.Л. Рогова. 2000
– А.А.