Программа внеурочной деятельности Юнармия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заседание
педагогического совет

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

Борисова И.Н.
«28» августа 2024 г.

Овчинников К.А.
Приказ № 164 (а)
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНАРМИЯ»
для основного общего образования срок освоения программ:3 года
(7-9классы)

д. Галибиха, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для 6
– 8 классов составлена на основе:
•
•

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;

•

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023);
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО;

•

•

•
•

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации».

•

Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;

•

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2

•

Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса внеурочной деятельности
«Юнармия»; устанавливает содержание курса, предусматривает распределение его по классам
и структурирование его по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом меж предметных и
внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНАРМИЯ»
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Юнармия» имеет спортивнооздоровительную направленность, носит учебно-познавательное и прикладное

функциональное предназначение. Обусловлена интересом в детско-подростковой среде к
всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению
«Юнармия».
В соответствии с Уставом Движения «Юнармия», основными его задачами являются
воспитание у детей и молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма,
приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;
изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения,
расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; развитие
ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на
основе присущей российскому обществу системы ценностей; формирование положительной
мотивации к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное
приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству соответствуют
основным направлениям воспитательной работы проводимой в образовательных
организациях общего среднего образования.
Новизна программы заключается в возможности вступить в Движение «ЮНАРМИЯ»
и продолжать развиваться в этом направлении, находясь в своём образовательном учреждении
по месту жительства; после вступления в ряды движения «ЮНАРМИЯ» учащиеся носят
форму юнармейцев, обращаются к друг другу по Уставу. Могут получить знак ГТО; овладеть
основами огневой, строевой, медицинской подготовки; стать членами волонтерского
движения и Российского движения школьников. На строевой подготовке обучающимся
прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение
выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения. Критерием
строевой подготовки является воинская культура и дисциплинированность, готовность умело
действовать в строю.
Данная программа имеет военно-профессиональную ориентацию – она является
элементом
научно-обоснованных
организационных
и
психолого-педагогических
мероприятий, направленных на формирование у обучающихся психологической готовности к
различным ситуациям.
Содержание программы помогает обучающимся оценить свой потенциал с точки
зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации к
обучению военно-прикладным предметам, соответствует познавательным возможностям и
способностям учащихся, ученику возможность работать на уровне повышенных требований,
развивать его учебную мотивацию. Содержание программы предоставляет собой
расширенный, углубленный вариант различных разделов базового учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНАРМИЯ»
Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Юнармия» направлено на
достижение следующей цели:
•
формирование законопослушного, антиэкстремистского и антитеррористического
поведения несовершеннолетних обучающихся, удовлетворение индивидуальных
потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом

•

•

•
•
•

•
•

•
•
•

•
•
•
•

совершенствовании,
повышение в подростковой среде авторитета и престижа военной службы, воспитание
любви к малой Родине и Отечеству, а также сохранение и преумножение
патриотических традиций, формирование у подростков готовности и практической
способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите Отечества.
способствовать освоению обучающимися основных социальных норм, необходимых
им для полноценного существования в современном обществе, в первую очередь
ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического,
психического и социального здоровья.
формирование у юнармейцев интереса к военно-прикладной подготовке;
развитие патриотических, моральных и нравственных качеств;
выявление способных и увлеченных обучающихся для привлечения к участию в
военно-патриотических играх, спортивных играх, дальнейшего обучения в классах
оборонно-спортивного профиля.
Основные задачи программы курса:
мотивировать обучающихся к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
создавать условия для приобретения и совершенствования обучающимися навыков
строевой, огневой (стрелковой), медицинской, военно-спортивной, туристической
подготовки на практических занятиях и через участие в мероприятиях, конкурсах,
эстафетах, соревнованиях, фестивалях районного уровня
формировать жизненно важные двигательные умения и практические навыки,
развивать способность управлять движениями собственного тела;
создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на
самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам,
уметь сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с
поведением других товарищей;
оптимизировать двигательную активность во внеурочное время;
в укреплении своего здоровья, через тренировочный комплекс мероприятий и
подготовки к сдаче норм ГТО;
формирование необходимых знаний, умений и навыков строевой и огневой подготовки,
развивать волевых качеств и дисциплину;
приобретения знаний и навыков способов действий в чрезвычайных ситуациях,
отработки практических навыков на специальных тренажёрах и оборудовании.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРОЕВАЯ
ПОДГОТОВКА» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Юнармия» рассчитана на 3 года
обучения (с 7 по 9 классы). Общее количество часов на прохождение программы 170 часов за
3 года . Количество часов за один год обучения составляет:
7 класс- 34 часа (1 час в неделю).
8 класс- 68 часов (2 часа в неделю).
9 класс- 68 часов (2 часа в неделю).

a. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юнармия»
7 класс
Строевая подготовка «Общие обязанности военнослужащих перед построением.
Строи и управление ими»:
«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строи и
управление ими. Развернутый строй». «Строевые приемы и движения без оружия. Повороты
на месте. Строевая стойка». «Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на
месте и в движении». «Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.
Уставы Вооруженных сил РФ
История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах. Общевоинские уставы
ВС РФ. Военная форма и знаки различия. Воинские звания военнослужащих ВС России.
8 класс
Строевая подготовка «Общие обязанности военнослужащих перед построением.
Строи и управление ими»:
«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строи и
управление ими. Развернутый строй». «Строевые приемы и движения без оружия. Повороты
на месте. Строевая стойка». «Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на
месте и в движении». «Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него. Походный строй отделения. Походный строй взвода. «Воинские ритуалы. Боевое знамя
части. Действия знаменной группы»:
«Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его». «Порядок выноса и
относа Боевого Знамени». «Строевые приемы знаменной группы»

Огневая подготовка
М.Т.Калашников (биография)История создания русского стрелкового оружия. ТТХ
АК-74. Назначение, устройство АК-74 (АКМ). История создания. МР-52. Назначение и
устройство пневматической винтовки. Порядок неполной разборки-сборки АК-74. Техника
стрельбы и стрельба из пневматической винтовки. Положение для стрельбы: стоя, с колена,
лежа.
Военно-спортивные игры
Квест – эстафета «Тропа юнармейца». Военно-спортивная игра «Защитник Отечества».
Спортивные соревнования по играм с мячом. Военно-спортивная игра «Победа».
Смотрконкурс строя и песни
9

класс
Огневая подготовка

ТТХ АК-74. Назначение, устройство АК-74 (АКМ). Порядок неполной разборкисборки
АК-74. Техника стрельбы и стрельба из пневматической винтовки. Положение для стрельбы:
стоя, с колена, лежа.

Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц. Общеразвивающие
упражнения. Выполнение упражнений в комплексе. Приёмы самостраховки. Нормы ГТО.
Строевая подготовка. «Общие обязанности военнослужащих перед построением.
Строи и управление ими»:
«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строи и
управление ими. Развернутый строй». «Строевые приемы и движения без оружия. Повороты
на месте. Строевая стойка». «Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на
месте и в движении». «Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него. Походный строй отделения. Походный строй взвода. «Воинские ритуалы. Боевое знамя
части. Действия знаменной группы»:
«Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его». «Порядок выноса и
относа Боевого Знамени». «Строевые приемы знаменной группы»

Информация об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание
учебного курса внеурочной деятельности «Юнармия»
В разделах и темах учебного курса внеурочной деятельности учитель будет:
•

•

•

побуждать обучающихся соблюдать на занятие общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях
явлений, использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через
подбор соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
включать в занятие игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применять на занятиях интерактивных форм работы с обучающимися.
a. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНАРМИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•

Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности.
Гражданского воспитания:
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
•
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
•
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
•
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
•
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
•
представление о способах противодействия коррупции;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
•
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Духовно-нравственного воспитания:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
человека;
•
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
•
понимание роли учебного курса в формировании эстетической культуры личности;
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
•
осознание ценности жизни;
•
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
•
навыков безопасного поведения в интернет-среде;
•
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;

•
•
•

•

•

•
•

•
•
•

•

•
•
•
•

•
•

•
•

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание
важности
обучения
на
протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение полученных знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Ценность научного познания:
понимание роли функциональной грамотности в формировании современного
научного мировоззрения;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•
•

Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) разной
направленности;
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа объектов и явлений;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

•
•
•
•
•

•
•
•
•

•

•

•
•
•

•
•

•
•

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий объектов и
явлений;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по разным вопросам и проблемам;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе решения задач или создания
проектов естественнонаучной направленности;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие объектов, процессов и явлений,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях среды. Работа с
информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из разных источников информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать полученную информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать получаемую информацию в разных
формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

•

•
•

•
•
•

•

•

•

•
•
•

•
•
•

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

•

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям; Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
сознания
значимости безопасного поведения, формирование
убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной армии;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы
знания и умения в выполнении приемов строевой подготовки;
представлять занятия, как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить со сверстниками соревнования, осуществлять их
объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью

•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых
видов спорта, применять их
в
соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
7 КЛАСС
знакомство с обязанностями командиров и военнослужащих перед построением и в
строю;
знать алгоритм движения, выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в
движении;
продолжить формировать навыки выхода из строя и возвращение в строй, подхода к
начальнику и отход от него, походный строй отделения, походный строй взвода;
начать знакомство с Уставами Вооруженных сил РФ (история создания Уставов в РВС,
общевоинские уставы ВС РФ)
начать знакомство с военной формой и знаками различия, воинскими званиями,
военнослужащих ВС России.

8 КЛАСС
продолжить знакомство с обязанностями командиров и военнослужащих перед
построением и в строю;
знать алгоритм движения, выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в
движении;
продолжить формировать навыки выхода из строя и возвращение в строй, подхода к
начальнику и отход от него, походный строй отделения, походный строй взвода;
знать воинские ритуалы, боевое знамя части, действия знаменной группы (положение
Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его, порядок выноса и относа
Боевого Знамени, строевые приемзнаменной группы);
знать биографию М.Т.Калашников;
познакомиться с историей создания русского стрелкового оружия, на примере: ТТХ
АК-74, МР-52;
выполнять порядок неполной разборки-сборки АК-74;
познакомиться с техникой стрельбы из положения стоя, с колена, лежа;
знать особенности проведения военно-спортивных игр «Тропа юнармейца»,
«Защитник Отечества», спортивные соревнования по играм с мячом, военноспортивная
игра «Победа».
9 КЛАСС
продолжить знакомство с историей создания русского стрелкового оружия, на примере:
ТТХ АК-74;
выполнять порядок неполной разборки-сборки АК-74;
познакомиться с техникой стрельбы из положения стоя, с колена, лежа;
выполнять общие упражнения, направленные на развитие различных физических

•
•
•

•
•
•
•

качеств (упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц,
общеразвивающие упражнения, выполнение упражнений в комплексе, приёмы
самостраховки);
знать нормативы и нормы ГТО.
знать обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строи
и управление ими, что такое «развернутый строй»;
уметь показать строевые приемы и движения без оружия, повороты на месте, строевую
стойку, движение, выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него,
походный строй отделения, походный строй взвода;
знать воинские ритуалы, боевое знамя части, действия знаменной группы;
знать устройство автомата Калашникова (АК-74М), материальную часть АК-74М, ТТХ
АК-74;
уметь проводить разборку – сборку АК-74М, стрелять из пневматической винтовки по
мишеням;
знать ТТХ ручных гранат РГД-5, Ф-1, подготовку гранат к бою, меры безопасности
работы с ними.

b. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНАРМИЯ»

№
п/п

Колво
часов

Раздел и тема

Форма
проведения
занятия

Форма
реализации
воспитательного
потенциала
темы*

ЭОР/ЦОР

7 класс
Строевая подготовка.
«Общие обязанности
военнослужащих перед
построением. Строи и
управление ими»

1.

2.

3.

4.

1.

2.

«Обязанности командиров
и военнослужащих перед
построением и в строю.
Строи и управление ими.
Развернутый строй».
«Строевые приемы и
движения без оружия.
Повороты на месте.
Строевая стойка».
«Движение. Выполнение
воинского приветствия без
оружия на месте и в
движении».
«Выход из строя и
возвращение в строй.
Подход к начальнику и
отход от него. Походный
строй отделения. Походный
строй взвода.
Уставы Вооруженных сил
РФ
История создания Уставов в
Российских Вооруженных
Силах. Общевоинские
уставы ВС РФ;
Военная форма и знаки
различия;

20

Занятиепрактикум

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 8

5

1, 2, 3, 4, 8

14
https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

5

Занятиепрактикум

5

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

1, 2, 3, 4, 5, 6

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

1, 2, 3, 4, 5, 6

3.

Воинские звания
военнослужащих ВС России

3

Занятиепрактикум

4.

Промежуточная аттестация
в форме тестирования

1

Занятиепрактикум

Итого:

Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВСРФ.pdf

34
8 класс

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

Строевая подготовка.
«Общие обязанности
военнослужащих перед
построением. Строи и
управление ими»

1.

2.

3.

4.

1.
2.
3.

32

«Обязанности командиров и
военнослужащих перед
построением и в строю.
Строи и управление ими.
Развернутый строй».
«Строевые приемы и
движения без оружия.
Повороты на месте.
Строевая стойка».
«Движение. Выполнение
воинского приветствия без
оружия на месте и в
движении».
«Выход из строя и
возвращение в строй.
Подход к начальнику и
отход от него. Походный
строй отделения. Походный
строй взвода.
«Воинские ритуалы. Боевое
знамя части. Действия
знаменной группы»

«Строевые приемы
знаменной группы»

1, 2, 3, 4, 5, 6

8

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

8

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 5, 6

8

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

8

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4, 5, 6

9

«Положение Боевого
Знамени воинской части в
строю, вынос и относ его»
«Порядок выноса и относа
Боевого Знамени»

Военно-спортивные игры

Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВСРФ.pdf

3

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 8

3

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 5, 6

3

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 8

16

1.

Квест – эстафета «Тропа
юнармейца» 11-14 лет.

3

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

2.

Военно-спортивная игра
«Защитник Отечества».

3

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

1, 2, 3, 4, 5, 6

3.

Спортивные соревнования
по играм с мячом.

3

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

1, 2, 3, 4, 5, 6

4.

Военно-спортивная игра
«Победа».

3

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

5.

Смотр-конкурс «Песни и
строя».

4

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

Огневая подготовка

11

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 8
1, 2, 3, 4, 5, 6

1.

2.

3.

4.

5.

М.Т.Калашников
(биография) История
создания русского
стрелкового оружия,
ТТХ АК-74. Назначение,
устройство АК-74 (АКМ).
История создания;
МР-52. Назначение и
устройство
пневматической винтовки.
Порядок неполной
разборки-сборки
АК-74;
Техника стрельбы и
стрельба из
пневматической винтовки.
Положение для стрельбы:
стоя, с колена, лежа
Промежуточная
аттестация в форме
тестирования
Итого:

2

Занятиепрактикум

2

Занятиепрактикум

2

4

1

Занятиепрактикум

Занятиепрактикум

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/
https://yunarmy.ru/corpora
te-style/

1, 2, 3, 4, 5, 6

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

https://yunarmy.ru/corpora
te-style/
1, 2, 3, 4, 8

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 5, 6

68
9 класс

Огневая подготовка

1.

ТТХ АК-74. Назначение,
устройство АК-74 (АКМ);

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 8

2.

Порядок
неполной
разборки-сборки АК-74;

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 8

5

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 5, 6

3.

1.

15

Техника стрельбы и
стрельба из
пневматической винтовки.
Положение для стрельбы:
стоя, с колена, лежа
Физическая подготовка
Общие упражнения,
направленные на развитие
различных физических
качеств. Упражнения на

21
Занятиепрактикум

https://www.gto.ru/norms

6

1, 2, 3, 4, 8

напряжение и расслабление
различных групп мышц.
2.
3.

Общеразвивающие
упражнения. Выполнение
упражнений в комплексе;
Приёмы самостраховки;

https://www.gto.ru/norms

6

Занятие-практикум

3

Занятиепрактикум

https://www.gto.ru/norms

1, 2, 3, 4, 5, 6

Занятиепрактикум

Нормы ГТО https://www.gto.ru/norms
(возраст 12 - 17 лет)

1, 2, 3, 4, 5, 6

Нормы ГТО
4.

6

1, 2, 3, 4, 8

Строевая подготовка.
«Общие обязанности
военнослужащих перед
построением. Строи и
управление ими»:

16

практическое

Занятиепрактикум

1.

«Обязанности командиров
и военнослужащих перед
построением и в строю.
Строи и управление ими.
Развернутый строй».

4

2.

«Строевые приемы и
движения без оружия.
Повороты на месте.
Строевая стойка».

4

3.

«Движение. Выполнение
воинского приветствия без
оружия на месте и в
движении».

4

4.

«Выход из строя и
возвращение в строй.
Подход к начальнику и
отход от него. Походный
строй отделения.
Походный строй взвода.

4

«Воинские ритуалы.
Боевое знамя части.
Действия знаменной
группы»:

16

Занятиепрактикум

Занятиепрактикум

Занятиепрактикум

Занятиепрактикум

1.

«Положение Боевого
Знамени воинской части в
строю, вынос и относ его»

5

2.

«Порядок выноса и относа
Боевого Знамени»

5

Занятиепрактикум

Занятиепрактикум
3.

«Строевые приемы
знаменной группы»

5

Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ.
https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/О
бщевоинские-уставыВС-РФ.pdf

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6

1, 2, 3, 4, 8

1.

Промежуточная аттестация
в форме тестирования

1

Итого:

68

Занятиепрактикум

1, 2, 3, 4, 5, 6

Форма реализации воспитательного потенциала темы*
1 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
2 побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение
внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений,
организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
3 использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной
деятельности через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
4 применение на занятии интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
занятия;
5 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
6 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
7 организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель)
для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих

8

способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, занятие –
деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, занятие-исследование,
педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и
рисунков, экскурсия и др.)

Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Строевая подготовка. «Общие обязанности военнослужащих перед построением. Строи и управление ими»

1

«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в
строю. Строи и управление ими. Развернутый строй».

1

06.09.24

2

«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в
строю. Строи и управление ими. Развернутый строй».

1

13.09.24

3

«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в
строю. Строи и управление ими. Развернутый строй».

1

20.09.24

4

«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в
строю. Строи и управление ими. Развернутый строй».

1

27.09.24

5

«Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в
строю. Строи и управление ими. Развернутый строй».

1

04.10.24

6

«Строевые приемы и движения без оружия. Повороты на месте. Строевая
стойка».

1

18.10.24

7

«Строевые приемы и движения без оружия. Повороты на месте. Строевая
стойка».

1

25.10.24

8

«Строевые приемы и движения без оружия. Повороты на месте. Строевая
стойка».

1

08.11.24

9

«Строевые приемы и движения без оружия. Повороты на месте. Строевая
стойка».

1

15.11.24

10

«Строевые приемы и движения без оружия. Повороты на месте. Строевая
стойка».

1

22.11.24

11

«Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении».

1

29.11.24

12

«Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении».

1

06.12.24

13

«Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении».

1

13.12.24

14

«Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении».

1

20.12.24

15

«Движение. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении».

1

27.12.25

16

«Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.

1

17

«Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.

1

18

«Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.

1

19

«Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.

1

20

«Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него. Походный строй отделения. Походный строй взвода.

1

Уставы Вооруженных сил РФ

21

История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах.
Общевоинские уставы ВС РФ;

1

22

История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах.
Общевоинские уставы ВС РФ;

1

23

История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах.
Общевоинские уставы ВС РФ;

1

24

История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах.
Общевоинские уставы ВС РФ;

1

25

История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах.
Общевоинские уставы ВС РФ;

1

26

Военная форма и знаки различия

1

27

Военная форма и знаки различия

1

28

Военная форма и знаки различия

1

29

Военная форма и знаки различия

1

30

Военная форма и знаки различия

1

31

Воинские звания военнослужащих ВС России

1

32

Воинские звания военнослужащих ВС России

1

33

Воинские звания военнослужащих ВС России

1

34

Промежуточная аттестация в форме тестирования

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».