Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5-6 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заседание
педагогического совета

Заместитель директора
по УВР

Директором школы

от «28» августа 2024 г.

________________________ ________________________
Борисова И.Н.
от «28» августа 2024 г.

Овчинников К.А.
Приказ № 164 «а»
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 5 – 6 классов

д. Галибиха 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета
«Информатика»
Общая характеристика учебного предмета
«Информатика»
Место учебного предмета «Информатика»
в учебном плане
Содержание учебного предмета «Информатика»
5 класс
6 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
5 класс
6 класс
Тематическое планирование курса информатики
5 класс (34 часа)
6 класс (34 часа)

Примерная рабочая программа по информатике для 5–6 классов составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания
В примерной рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности учащихся 5–6 классов, межпредметные связи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Информатика» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса,
определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной
итоговой аттестации) Программа является основой для составления авторских
учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:

формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др , как необходимого условия для
успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы
научного мировоззрения;

формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого
условия
профессиональной
деятельности
в
современном
высокотехнологичном обществе;

формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в



том числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её
результаты;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы
с данными, коммуникация в современных цифровых средах,
информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образо- вании отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности
протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информаци- онной
деятельности
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания
принципов функционирования
и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся зна- чимыми для формирования качеств личности, т е
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов
обучения
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует
в себе:
 цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе

информационной деятельности при освоении всех без исключения
учебных предметов;
 теоретические основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования,
изложение которых осуществляется в соответствии с принципом
дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется
общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее
учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;
 информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета
в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной
программы основного общего образования не предусматривает обязательное
изучение курса информатики в 5–6 классах Время на данный курс
образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час
в неделю в 6 классе
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями
информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках
логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех
без исключения предметов на уровне начального общего образования
начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего
обучения Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного
применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта Изучение информатики в 5–6

классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и
обеспечивает необходимую теоретиче- скую и практическую базу для изучения
курса информатики основной школы в 7–9 классах

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные
программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные
системы) Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла
(папки, каталога).
Сеть Интернет Веб-страница, веб-сайт Браузер Поиск информации на вебстранице Поисковые системы Поиск информации по ключевым словам и по
изображению Достоверность информации, полученной из Интернета
Правила безопасного поведения в Интернете Процесс аутентификации Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью
SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое
ме- стоположение, многофакторная аутентификация) Пароли для аккаунтов в
социальных сетях Кибербуллинг
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека Способы восприятия информации человеком
Роль зрения в получении человеком информации Компьютерное зрение
Действия с информацией Кодирование информации Данные — записанная
(зафиксированная)
информация,
которая
может быть
обработана
автоматизированной системой
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования
Информационные технологии
Графический редактор Растровые рисунки Пиксель Использование
графических примитивов Операции с фрагмента- ми изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение
Текстовый редактор Правила набора текста
Текстовый процессор Редактирование текста Проверка пра- вописания
Расстановка переносов Свойства символов Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание Свойства
абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание Вставка

изображений в текстовые документы Обтекание изображений текстом
Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений
Работа с несколькими слайдами
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры
Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь к файлу
(папке, каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск
файлов средствами операционной системы
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы Программы для
защиты от вирусов Встроенные антивирусные средства операционных систем
Теоретические основы информатики
Информационные процессы Получение, хранение, обработ- ка и передача
информации (данных)
Двоичный код Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите Преобразование любого алфавита
к двоичному
Информационный объём данных Бит — минимальная единица количества
информации — двоичный разряд Байт, кило- байт, мегабайт,
гигабайт
Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм)
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха) Циклические алгоритмы Переменные
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов
(процедур) Процедуры с параметрами
Информационные технологии
Векторная графика Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений) Добавление
векторных рисунков в документы
Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц
в текстовые документы
Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы Гиперссылки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осозна- ния последствий поступков; активное
неприятие асоциаль- ных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межлич- ностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремле- ние к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков
Ценности научного познания:
 наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики; интерес к обучению и
познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
 овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
 наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных

технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанных на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:
 наличие представлений о глобальном характере экологических проблем
и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иными графическими объектами и их комбинациями;
 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
 запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и

проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 класс
 соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о
правилах безопасного поведения в Интернете;
 называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;
 понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
 искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации;
 запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
 пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
 составлять программы для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования с использованием последовательного
























выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов,
слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:
записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или
папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса: создавать, ко- пировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от
вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных
в операционную систему или распространяемых отдельно средств
защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для
иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с
элементами анимации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
5 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Примерные темы,
раскрывающие данный раздел
программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема
1.
Компьютер
—
универсальное вычислительное
устройство, работающее по
программе (2 часа)

Тема
2
Программы
для
компьютеров. Файлы и папки (3
часа)

Учебное содержание

Правила гигиены и безопасности при работе с
компьютерами, мобильными устройствами
и другими элементами цифрового окружения
Компьютер — универсальное вычислительное
устройство,
работающее
по
программе
Мобильные устройства Основные компоненты
персональных
компьютеров и мобильных
устройств
Процессор
Оперативная
и
долговременная память Устройства ввода и
вывода
Программы для компьютеров Пользователи и
программисты
Прикладные
программы
(приложения),
системное
программное
обеспечение (операционные системы) Запуск и
завершение работы программы (приложения).
Имя файла (папки, каталога)
Практические работы
1 Запуск, работа и завершение работы
клавиатурного тренажёра
2 Создание, сохранение и загрузка текстового и

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы
(на уровне учебных действий)
Приводить примеры ситуаций правильного и
неправильного поведения в компьютерном классе,
соблюдения и несоблюдения гигиенических требований
при работе с компьютерами Называть основные
компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение Объяснять работу
устройств компьютера с точки зрения организации
процедур ввода и вывода информации

Объяснять
содержание
понятий
«программное
обеспечение», «операционная система», «файл».
Определять программные средства, необходимые для
осуществления информационных процессов при
решении задач

графического файла
3 Выполнение основных операций с файлами и
папками
(создание,
переименование,
сохранение) под руководством учителя
Тема 3 Сеть Интернет Правила Сеть Интернет Веб-страница, веб-сайт Браузер
безопасного
поведения
в Поиск информации на веб-странице Поисковые
Интернете (2 часа)
системы Поиск информации по ключевым
словам и по изображению Достоверность
информа- ции, полученной из Интернета
Правила безопасного поведения в Интернете
Процесс
аутентификации
Виды
аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация
с
помощью
SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация
через
географическое
местоположение,
многофакторная
аутентификация) Пароли для аккаунтов в
социальных сетях Кибербуллинг
Практические работы
1 Поиск информации по ключевым словам и по
изображению
Сохранение
найденной
информации
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4 Информация в жизни
человека (3 часа)

Информация в жизни человека Способы
восприятия информации человеком Роль
зрения в получении человеком информации
Компьютерное зрение
Действия
с информацией
Кодирование
информации
Данные
—
записанная

Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять
поиск информации по ключевым словам и по
изображению
Обсуждать
способы
проверки
достоверности информации, полученной из Интернета
Обсуждать ситуации, связанные с безопасным
поведением
в
Интернете
Различать
виды
аутентификации
Различать «слабые» и «сильные» пароли
Анализировать возможные причины кибербуллинга и
предлагать способы, как его избежать

Раскрывать смысл изучаемых понятий Различать виды
информации по способам её восприятия человеком
Осуществлять
кодирование
и
декодирование
информации предложенным способом
Приводить примеры применения искусственного
интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили,

(зафиксированная) информация, которая может
быть обработана автоматизированной системой
Искусственный интеллект и его роль в жизни
человека

интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр )

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)
Тема 5 Алгоритмы
и исполнители (2 часа)

Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов
Линейные алгоритмы Циклические алгоритмы

Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить
примеры неформальных и формальных исполнителей в
окружающем мире Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире

Составление
программ
для
управления
исполнителем в среде блочного или текстового
программирования Практические работы
1Знакомство со средой програм-мирования
2 Реализация линейных алгоритмов в среде
программирования
3 Реализация циклических алгоритмов в среде
программирования
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)

Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства Определять условия и
возможности применения программного средства для
решения типовых задач

Тема 7 Графический редактор
(3 часа)

Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства
Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач
Планировать последовательность действий при
создании и редактировании растрового изображения

Тема
6
Работа
программирования
(8 часов)

в

среде

Графический редактор Растровые рисунки
Пиксель.
Использование
графических
примитивов
Операции
с
фрагментами
изображения:
выделение,
копирование,
поворот, отражение
Практические работы
1 Создание и редактирование простого

Тема 8 Текстовый редактор
(6 часов)

изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора
2 Работа с фрагментами изображения с
использованием инструментов графического
редактора
Текстовый редактор Правила набора текста
Текстовый процессор Редактирование текста
Проверка правописания Расстановка переносов
Свойства символов Шрифт Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные)
Полужирное и курсивное начертание Свойства
абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание
Вставка
изображений
в
текстовые документы Обтекание изображений
текстом
Практические работы
1 Создание небольших текстовых документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов
2 Редактирование текстовых документов
(проверка
правописания;
расстановка
переносов)
3 Форматирование текстовых документов
(форматирование символов и абзацев)
4 Вставка в документ изображений

Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства
Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач
Анализировать преимущества создания текстовых
документов на компьютере по сравнению с рукописным
способом

6 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы, и
количество часов,
отводимое на их изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1 Компьютер (1 час)

Типы компьютеров: персональные компьютеры,
встроенные компьютеры, суперкомпьютеры

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Характеризовать типы персональных
компьютеров

Тема 2 Файловая система (2
часа)

Иерархическая файловая система Файлы и папки
(каталоги) Путь к файлу (папке, каталогу) Полное
имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы:
создание,
копирование,
перемещение,
переименование и удаление файлов и папок
(каталогов) Поиск файлов средствами операционной
системы
Практические работы
1 Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и
папок (каталогов)
2 Поиск файлов средствами операционной системы

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Выполнять основные операции с файлами и папками
Находить папку с нужным файлом по
заданному пути

Тема 3 Защита
от вредоносных программ (1
час)

Компьютерные вирусы и другие вредоносные
программы Программы для защиты от вирусов
Встроенные антивирусные средства операционных
систем

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Осуществлять защиту информации
от компьютерных вирусов с помощью
антивирусных программ

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема
4
Информация
и
информационные процессы (2
часа)

Информационные процессы Получение, хранение,
обработка
и передача информации (данных)
Практические работы
1 Преобразование информации, представленной в
форме таблиц и диаграмм, в текст

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Приводить примеры информационных
процессов в окружающем мире Выбирать
форму представления информации в
зависимости от поставленной задачи
Осуществлять обработку информации по
заданному алгоритму
Разрабатывать алгоритм преобразования
информации

Тема 5 Двоичный код (2 часа)

Двоичный код Представление данных в компьютере
как текстов в двоичном алфавите Количество
всевозможных
слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите
Преобразование любого алфавита к двоичному

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Подсчитывать количество всевозможных
слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной длины в двоичном
алфавите

Тема 6 Единицы измерения
информации (2 часа)

Информационный объём данных Бит — минимальная
единица количества информации — двоичный разряд
Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста,
электронная книга, фото- графия, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм)

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Применять в учебных и практических
задачах соотношения между единицами
измерения информации
Сравнивать
размеры
текстовых,
графических,
звуковых файлов
и
видеофайлов

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)
Тема 7 Основные алгоритмические конструкции (8 часов)

Среда текстового программирования Управление
исполнителем (например, исполнителем Черепаха)
Циклические алгоритмы Переменные
Практические работы
1 Разработка программ для управления исполнителем в
среде текстового программирования
с использованием циклов
2 Разработка программ в среде текстового
программирования,
реализующих
простые
вычислительные алгоритмы
3 Разработка диалоговых программ в среде текстового
программирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Выявлять общие черты и различия в
средах блочного и текстового программирования
Анализировать
готовые
алгоритмы
управления исполнителем, исправлять в
них ошибки
Применять
алгоритмические
конструкции «следование» и «цикл»

Тема
8
Вспомогательные
алгоритмы (4 часа)

Разбиение задачи на подзадачи, использование
вспомогательных алгоритмов (процедур) Процедуры с
параметрами
Практические работы
1 Разработка программ для управления исполнителем в
среде текстового программирования с использованием
вспомогательных алгоритмов (процедур)
2 Разработка программ для управления исполнителем в
среде текстового программирования, в том числе с
использованием
вспомогательных
алгоритмов
(процедур) с параметрами

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Осуществлять разбиение задачи на подзадачи
Анализировать
работу
готовых
вспомогательных алгоритмов (процедур)
Самостоятельно
создавать
вспомогательные алгоритмы (процедуры)
для решения поставленных задач

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)

Тема 9 Векторная графика (3
часа)

Векторная графика Создание векторных рисунков
встроенными средствами текстового процессора или
других программ (приложений) Добавление векторных
рисунков в документы Практическая работы
1
Исследование
возможностей
векторного
графического редактора Масштабирование готовых
векторных изображений
2 Создание и редактирование изображения базовыми
средствами векторного редактора (по описанию)
3 Разработка простого изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора (по
собственному замыслу)

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач Планировать
последовательность
действий
при
создании векторного изображения
Сравнивать растровые ивекторные
изображения
(цветопередача,
возможности масштабирования, размер
файлов, сфера применения)

Тема 10 Текстовый процессор
(4 часа)

Текстовый процессор Структурирование информации
с помощью списков Нумерованные, маркированные и
многоуровневые списки Добавление таблиц в
текстовые документы
Практические работы
1 Создание небольших текстовых документов с
нумерованными, маркированными и многоуровневыми
списками
2 Создание небольших текстовых документов с
таблицами
3 Создание одностраничного документа, содержащего
списки, таблицы, иллюстрации

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач

Тема
11
Создание
интерактивных компьютерных
презентаций (3 часа)

Создание компьютерных презентаций Интерактивные
элементы. Гиперссылки
Практические работы
1 Создание презентации с гиперссылками

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять
условия
и

2 Создание презентации с интерактивными элементами

Резервное время — 2 часа

возможности применения программного
средства для решения типовых задач.
Планировать структуру презентации с
гиперссылками.
Планировать структуру презентации с
интерактивными элементами.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника1

1.

Информация вокруг
нас. Техника
безопасности и
организация рабочего
места.

Введение,
§1, §2(3)

2.

Компьютер –
универсальная машина
для работы с
информацией

§2

3.

Ввод информации в
память компьютера.
Клавиатура
Управление
компьютером.

4.

Программы для
компьютера

Практическая работа №1
«Вспоминаем
клавиатуру»

§3

Практическая работа №2
«Вспоминаем приёмы
управления
компьютером»

§4

5.

Хранение информации.
Файлы

Практическая работа №3
«Создаём и сохраняем
файлы»

§5

6.

Передача информации.
Сеть Интернет

Практическая работа
№15 «Ищем
информацию в сети
Интернет»

§6 (1)

Практическая работа №4
«Работаем с
электронной почтой»

§6 (2)

Безопасное поведение
в сети Интернет

7.

Интернет-травля»

https://digitallikbez.datalesson.ru/
Видео «Общайся в
соцсетях и
мессенджерах
безопасно»

В мире кодов. Способы
кодирования
информации

§7 (1, 2)

9.

Метод координат.

§7 (3)

В скобках указаны номера по порядку пунктов параграфа.

https://digitallikbez.datalesson.ru/
Видео
«Использование
достоверных
источников»,
«Работай с
информацией
эффективно»

8.

1

Дополнительные
материалы

№
п/п

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника1

10.

Текст как форма
представления
информации.
Компьютер – основной
инструмент подготовки
текстов

11.

Основные объекты
текстового документа.
Ввод текста.

Практическая работа №5
«Вводим текст»

§8 (2, 4)

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6
«Редактируем текст»

§8 (5)

13.

Текстовый фрагмент и
операции с ним.

Практическая работа №7
«Работаем с
фрагментами текста»

§8 (5)

14.

Форматирование
текста.

Практическая работа №8
«Форматируем текст»
(1, 2)

§8 (6)

15.

Разнообразие
наглядных форм
представления
информации

Практическая работа №8
«Форматируем текст»
(3)

§10 (1, 2)

16.

Компьютерная
графика. Растровый
графический редактор

Практическая работа
№11 «Изучаем
инструменты
графического
редактора»

§11 (1, 2,
3)

17.

Преобразование
графических
изображений

Практическая работа
№12 «Работаем с
графическими
фрагментами»

§11 (2)

18.

Планируем работу в
графическом редакторе

Практическая работа
№13 «Планируем работу
в графическом
редакторе»

§11 (2)

19.

Разнообразие задач
обработки
информации.
Искусственный
интеллект

20.

Алгоритмы вокруг нас.
Преобразование
информации по
заданным правилам.

Дополнительные
материалы

§8 (1, 3)

§12 (1-4)

Практическая работа
№16 «Выполняем
вычисления с помощью
программы
Калькулятор»

§12 (5)

https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/ai-ineducation#video

№
п/п

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника1

Дополнительные
материалы

21.

Преобразование
информации путём
рассуждений. Черные
ящики

§12 (6)

22.

Разработка плана
действий. Исполнитель
Водолей

§12 (7)

23.

Среда
программирования
Скретч. Мини-проект
«Морские обитатели»

24.

Линейные алгоритмы.
Покадровая анимация.
Смена костюмов

25.

Управление. Минипроект «Догонялка-1»

Видеоурок «Догонит
ли кошка мышку?»

26.

Взаимодействие.
Мини-проект
«Догонялка-2»

Видеоурок «Берегись
голодной акулы!»
https://www.youtube.c
om/watch?v=R35yJLv
SJDA

27.

Переменные. Минипроект «Поймай мяч»

Видеоурок «Сможет
ли призрак сыграть в
мяч?»
https://www.youtube.c
om/watch?v=OFEsY0
PhaxE

28.

Координаты. Минипроект «Собери
урожай»

Видеоурок «Любят
ли ежики мячики?»
https://www.youtube.c
om/watch?v=ObYG_oHQGM

29.

Циклические
алгоритмы. Минипроект
«Геометрический
орнамент»

https://bosova.ru/metod
ist/authors/informatika/
3/files/m2t2.pdf

30.

Мини-проект
«Переправа»

31.

Компьютерные
презентации.
Планирование работы

Видеоурок
«Запускаем котика в
космос»
https://www.youtube.c
om/watch?v=tY6q_Xy
_Gvk
§12 (8)

https://bosova.ru/metod
ist/authors/informatika/
3/files/m1t2.pdf

§12 (7)
https://bosova.ru

№
п/п

Тема урока

32.

Правила размещения
объектов на слайдах

33.

Выполнение итогового
мини-проекта.

34.

Итоговое
тестирование. Минипроект «Дополненная
реальность»

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника1

Дополнительные
материалы
https://bosova.ru

Практическая работа
№18 «Создаем слайдшоу»
Видеоурок
«Повелитель экрана»
https://www.youtube.c
om/watch?v=ky4HYy3
AQmo

6 класс
№
п/п

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника2

1.

Техника безопасности
и организация
рабочего места.
Объекты окружающего
мира. Объекты
операционной системы

Практическая работа
№1 «Работаем с
основными объектами
операционной
системы»

Введение,
§1, §2(3)

2.

Отношения объектов и
их множеств. Файлы и
папки

Практическая работа
№2 «Работаем с
объектами файловой
системы»

§2(1), §3

3.

Классификация
компьютерных
объектов

Практическая работа №2
«Работаем с объектами
файловой системы»

§4

4.

Системы объектов.
Персональный
компьютер как система

Практическая работа
«Поиск файлов
средствами

§5, §6

Дополнительные
материалы

Авторская мастерская
bosova.ru

операционной системы»
Защита от
вредоносных программ

5.

https://digitallikbez.datalesson.ru/vi
deo/5-2/
Видео
«Компьютерные и
телефонные вирусы»
Авторская мастерская
bosova.ru

6.

Способы познания
окружающего мира

7.

Информационное
моделирование

8.

Двоичный код

Работа 3. Повторяем
возможности
графического редактора
— инструмента создания
графических объектов
Работа 4. Повторяем
возможности текстового
процессора —
инструмента создания
текстовых объектов

§7, §8

§9

Авторская мастерская
bosova.ru
§ 1.5 (учебник 7
класса)

2

В скобках указаны номера по порядку пунктов параграфа.

№
п/п
9.

10.

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника2

Количество
всевозможных слов
фиксированной длины
в двоичном алфавите

Дополнительные
материалы
Авторская мастерская
bosova.ru
§ 1.5 (учебник 7
класса)

Единицы измерения
информации

§2(2)

Авторская мастерская
bosova.ru
§ 1.6 (учебник 7
класса)

11.

Характерные размеры

§2(2)

файлов различных
типов

§ 1.6 (учебник 7
класса)

12.

Знаковые
информационные
модели

Практическая работа №6
«Создаём компьютерные
документы»

§10

13.

Словесные описания.

Практическая работа №9
«Создаём словесные
модели»

§10

14.

Списки

Практическая работа №10
«Создаём
многоуровневые списки»

§10

15.

Табличные
информационные
модели

Практическая работа №11
«Создаём табличные
модели»

§11

16.

Векторная графика

Практическая работа №5
«Знакомимся с
графическими
возможностями
текстового процессора»

17.

Графики и диаграммы

Практическая работа №13
«Создаём
информационные модели
—

Авторская мастерская
bosova.ru
§ 3.2 (учебник 7
класса)
§ 12

диаграммы и графики»
18.

Схемы

Авторская мастерская
bosova.ru

Практическая работа №8
«Создаём
информационные модели
— схемы, графы и
деревья»

§13

№
п/п

Тема урока

Работа компьютерного
практикума

Параграф
учебника2

Дополнительные
материалы

19.

Компьютерные
презентации

Практическая работа
№15 «Создаем
линейную
презентацию»

Авторская мастерская
bosova.ru

20.

Интерактивные
презентации

Практическая работа
№17 «Создаем
циклическую
презентацию»

Авторская мастерская
bosova.ru

21.

Гиперссылки

Практическая работа
№16 «Создаем
презентацию с
гиперссылками»

Авторская мастерская
bosova.ru

22.

Исполнители и
алгоритмы. Среда
текстового
программирования
КуМир3

§14, §15,
§16

Авторская мастерская
bosova.ru
Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум4.
Работа 19. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель Робот

23.

Управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы.

§17(1), §18
(2)

Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 17. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Чертёжник
Работа 18. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Черепаха

24.

Переменные.

Практическая работа
«Разработка диалоговых
программ»

Авторская мастерская
bosova.ru

№
п/п

Тема урока

25.

Ветвления

26.

Управление
исполнителем.
Циклические
алгоритмы.

Работа компьютерного
практикума
Практическая работа
«Разработка диалоговых
программ с ветвлением»

Параграф
учебника2

Дополнительные
материалы

§17(2)

Авторская мастерская
bosova.ru

§17(3)

Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 19. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель Робот

27.

Циклические
алгоритмы для
Черепахи

Разработка программ для
управления Черепахой с
использованием циклов

Авторская мастерская
bosova.ru
Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 18. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Черепаха

28.

Циклические
алгоритмы для
Чертёжника

Разработка программ для
управления Чертёжника с
использованием циклов

§18 (4)

Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 17. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Чертёжник

29.

Простые
вычислительные
алгоритмы

30.

Разбиение задачи на
подзадачи.
Вспомогательные
алгоритмы

Практическая работа
«Разработка программ,
реализующих простые
вычислительные
алгоритмы»

Авторская мастерская
bosova.ru

§18 (3)

№
п/п
31.

Тема урока
Программирование
вспомогательных
алгоритмов (процедур)

Работа компьютерного
практикума
Практическая работа
«Разработка программ
для управления
исполнителем с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур)»

Параграф
учебника2
§18 (3)

Дополнительные
материалы
Авторская мастерская
bosova.ru
Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 17. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Чертёжник
Работа 18. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Черепаха

32.

33.

34.

Процедуры с
параметрами для
Черепахи

Процедуры с
параметрами для
Чертёжника

Выполнение и защита
итогового проекта

Практическая работа
«Разработка программ
для управления
Черепахой с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур) с
параметрами»

Практическая работа
«Разработка программ
для управления
Чертёжником с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур) с
параметрами»

Практическая работа
«Выполняем итоговый
проект»

Авторская мастерская
bosova.ru
Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 18. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Черепаха
§18 (3)

Авторская мастерская
bosova.ru
Информатика. 7-9
классы.
Компьютерный
практикум.
Работа 17. Основы
алгоритмизации.
Исполнитель
Чертёжник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».