МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное общеобразовательное учреждение Галибихинская средняя школа СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Заместитель директора по УВР Борисова И.Н./______________/ Директор школы Овчинников К.А. / ____________/ 28 августа 2024 г. Приказ № 164(а) от 28 августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 8 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Галибиха 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .............................................................. 10 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................. 12 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часов в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; 4 воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет следующие задачи: совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; формирование умения производить арифметические действия с целыми и дробными числами; формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия; формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади; формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу; формирование умения находить площадь круга, длину окружности, выделять сектор и сегмент; формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с транспортиром; формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые, круговые); воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. 5 Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 8 классе Личностные результаты: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; формирование к способности осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 8 класса Минимальный уровень: уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей; знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения правильности вычислений; знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать; 6 уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). Достаточный уровень: считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и равных числовых групп; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; уметь находить среднее арифметическое чисел; выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление; знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника; уметь строить и измерять углы с помощью транспортира; уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата); знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. 7 Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; 8 правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 9 при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» - не ставится. 10 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); 11 исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих приемов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п Название раздела Количество часов Количество контрольных работ 1. Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей 10 ч. 1 ч. 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении 14 ч. 1 ч. 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей Десятичные дроби и числа, полученные при измерении Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями 15 ч. 2 ч. 13 ч. 1 ч. 13 ч. 1 ч. 6. Геометрический материал 32ч. 7. Повторение 5ч. 4. 5. Итого: 102 ч. 6 ч. 12 № Тема урока п/п Кол-во часов III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей – 10 часов 1. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000000 1 4.09 2. Чтение и запись многозначных чисел 1 5.09 3. Угол. Виды углов 1 6.09 Получение чисел в пределах 1000000 из разрядных слагаемых; разложение чисел на разрядные слагаемые. Числовой ряд в пределах 1000000. Четные, нечетные числа. Простые и составные числа Чтение и запись чисел с помощью цифр в таблице разрядов, сравнение чисел, расположение чисел по порядку. Решение простых задач Распознавание видов углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Построение углов Получают числа в пределах 100000 из разрядных слагаемых; раскладывают числа на разрядные слагаемые. Называют числовой ряд в пределах 100000 Получают числа в пределах 1 000 000 из разрядных слагаемых; раскладывают числа на разрядные слагаемые. Называют числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывают, отсчитывают разрядных единиц в пределах 1 000 000 Читают, записывают целые и Читают, записывают целые и дробные числа. дробные числа. Решают примеры (легкие Решают примеры и задачи в случаи) и задачи в 1 действие 2-3 действия Различают виды углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Измеряют и строят углы (легкие случаи) Различают виды углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Измеряют и строят углы по названию в соотношении с прямым углом 13 4. Сравнение многозначных чисел 5 Присчитывание и отсчитывание чисел равными числовыми группами 6 Градус. Обозначение. Транспортир Сравнение целых чисел и десятичных дробей Решение арифметических задач на сравнение (отношение) чисел. Решение задач с вопросами «На сколько больше (меньше)?» Присчитывание, отсчитыва1 11.09 ние по 10, 100, 1000, 10 000, 100 000; работа с таблицей разрядных слагаемых 1 7.09 Сравнивают целые многозначные числа и десятичные дроби (легкие случаи) в пределах 100000. Решают арифметические задачи в 1 действие с вопросами «На сколько больше (меньше)?» Сравнивают целые многозначные числа и десятичные дроби в пределах 1000000. Решают арифметические задачи в 2-3 действие с вопросами «На сколько больше (меньше)?» Присчитывают, отсчитывают разрядные единицы в пределах 1 00000. Называют виды многозначных чисел: чётные и нечётные, простые и составные Присчитывают, отсчитывают разрядных единиц в пределах 1 000 000. Знают виды многозначных чисел: чётные и нечётные, простые и составные. Умеют выполнять разложение многозначных чисел на разрядные слагаемые Понятие градуса. Обозначе- Формулируют понятие граФормулируют понятие градуса. 1 дуса. Называют величину прямого, 12.09 ние: 1°. Величина прямого, острого, Называют величину прямого, острого, тупого, развернутого, тупого, развернутого, полострого, тупого, развернуполного углов в градусах. ного углов в градусах. того, полного углов в граду- Знакомятся с транспортиром и Знакомство с транспортисах. Строят и измеряют углы его ром. с помощью транспортира элементами. Элементы транспортира. Строят и измеряют углы с помоПостроение и измерение угщью транспортира лов с помощью транспортира 14 7 Округление чисел до указанного разряда Округление чисел, работа с 1 13.09 инструкцией, решение задач с округление конечного результата. Решение задач с округлением конечного результата 8 Сложение и вычитание многозначных чисел Сложение и вычитание 1 14.09 многозначных чисел приемами устных и письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Решение задач на расчет стоимости товара Выполняют устные вычисления. Читают многозначные числа, записывают их под диктовку Называют разряды и классы чисел. Пользуются правилом округления чисел, округляют числа до указанного разряда. Решают задачи в 1 действие. Выполняют устные вычисления. Читают многозначные числа, записывают их под диктовку Называют разряды и классы чисел. Пользуются правилом округления чисел. Округляют числа до указанного разряда. Решают задачи в 2-3 действия, планируют ход решения задачи Называют компоненты Называют компоненты действий действий (в том числе в (в том числе в примерах), примерах), обратные обратные действия. действия. Выполняют устные вычисления. Выполняют устные Составляют примеры на вычисления. сложение и вычитание. Составляют примеры на Устно решают задачи сложение и вычитание. практического содержания. Устно решают задачи практи- Выполняют арифметические ческого содержания на расдействия с многозначными чет стоимости товара. Речислами. шают задачи на расчет стои- Воспроизводят в устной речи мости товара в 1 действие алгоритм письменного сложения и вычитания в процессе решения примеров. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия Решают задачи на расчет стоимости товара. 15 9 Измерение острых углов с помощью транспортира 1011 Нахождение неизвестного слагаемого 1213 Нахождение неизвестного уменьшаемого Измерение острых углов с 1 18.09 помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине 1+1 Решение примеров с неиз19.09 вестным слагаемым, обо20.09 значенным буквой х. проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого 1+1 Решение примеров с неиз21.09 вестным уменьшаемым, 25.09 обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого. Решение простых арифметических задач на Строят и измеряют острые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвестным слагаемым (легкие случаи). Решение простых арифметических задач в 1 действие на нахождение неизвестного слагаемого Выполняют устные вычисления на вычитание целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвест- Называют формулы нахождения зависимости «цена», «количество», «стоимость». Планируют ход решения задачи в 3 действия Строят и измеряют острые углы с помощью транспортира Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвестным слагаемым Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение неизвестного слагаемого Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное уменьшаемое. 16 нахождение неизвестного уменьшаемого 14 15-16 17 Измерение тупых углов с помощью транспортира Нахождение неизвестного вычитаемого Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000000» Измерение тупых углов с 1 26.09 помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине 2 Решение примеров с неиз27.09 вестным вычитаемым, обо28.09 значенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого. Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного вычитаемого 1 2.10 ным уменьшаемым, обозначенным буквой х (легкие случаи). Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение неизвестного уменьшаемого Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Выполняют устные вычисления на вычитание целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное вычитаемое (легкие случаи). Решают задачу на нахождение неизвестного вычитаемого (легкий случай) Работа по разноуровневым Выполняют задания кониндивидуальным карточкам трольной работы с помощью – заданиям по теме. Самокалькулятора проверка выполненных заданий Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного уменьшаемого. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение неизвестного уменьшаемого Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное вычитаемое. Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного. Решают задачи на нахождение неизвестного вычитаемого Выполняют задания контрольной работы 17 18 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 3.10 Разбор и исправление ошибок в заданиях в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе 19 Построение тупых углов с помощью транспортира 1 4.10 Построение тупых углов по заданным градусным величинам с помощью транспортира, сравнение углов Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении -13 часов 20- Десятичные дроби 21 2 5.10 9.10 Чтение и запись десятичных дробей без знаменателя, сравнение десятичных дробей. Работа с таблицей классов и разрядов Выполняют устные вычисления. Выделяют десятичные дроби, записанные со знаменателем, среди ряда обыкновенных дробей. Называют числители десятичной дроби. Называют доли десятичной дроби. Записывают десятичные дроби со знаменателем и без знаменателя Называют классы и разряды чисел Выполняют устные вычисления. Выделяют десятичные дроби, записанные со знаменателем, среди ряда обыкновенных дробей. Называют числители десятичной дроби. Называют доли десятичной дроби. Записывают десятичные дроби со знаменателем и без знаменателя Называют классы и разряды чисел. Читают по разрядам числа, записанные в таблице. Записывают десятичные дроби в таблицу разрядов и классов. 18 22-23 Сложение десятичных дробей Сложение десятичных дро2 10.10 бей с одинаковым знамена11.10 телем (с одинаковым количеством знаков после запятой) и разным знаменателем (с разным количеством знаков после запятой) 24-25 Измерение и построение углов с помощью транспортира 2 12.10 16.10 26-27 Вычитание десятичных дробей 2 17.10 18.10 Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют сложение десятичных дробей с одинаковыми знаменателями. Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют сложение десятичных дробей с разными знаменателями. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного сложения в процессе решения примеров. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях. Измерение и построение уг- Называют величину прямого, Называют величину прямого, лов с помощью транспорострого, тупого, развернутого, острого, тупого, развернутира, запись их значения, того, полного углов в граду- полного углов в градусах. сравнение углов по градус- сах. Строят и измеряют углы Строят и измеряют углы с помоной величине щью транспортира с помощью транспортира (легкие случаи) Вычитание десятичных Читают десятичные дроби, Читают десятичные дроби, дробей с одинаковым зназаписывать их под диктовку. записывать их под диктовку. менателем (с одинаковым Выполняют вычитание Выполняют вычитание количеством знаков после десятичных дробей с десятичных дробей с разными запятой) и разным знамена- разными знаменателями. знаменателями. телем (с разным количеРешают задачи, содержащие Воспроизводят в устной речи ством знаков после запяотношения «больше на…», алгоритм письменного той). Решают задачи, содер- «меньше на…» в 1 действие вычитания в процессе решения жащие отношения «больше примеров. на…», «меньше на…» Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях. Решают задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» в 2-3 действия. 19 Отработка алгоритма умно28 Умножение целых 1 чисел на однозначное 19.10 жения целых чисел и одночисло значное число, отработка устного решения простых задач на увеличение в несколько раз 2930 31 Смежные углы. Сумма смежных углов Вычисление величины 2 23.10 смежного угла по данной 24.10 градусной величине одного из углов. Построение смежных углов по заданной градусной величине одного из углов Деление целых чисел Отработка алгоритма деле1 на однозначное число 25.10 ния целых чисел и однозначное число, устного решения простых задач на уменьшение в несколько раз Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие Вычисляют величину смежного угла по данной градусной величине одного из углов (легкие случаи) Строят смежные углы Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Планируют ход решения задачи Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Выполняют вычисления письменно. Проверяют правильность своих вычислений по учебнику. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного умножения в процессе решения примеров Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Вычисляют величину смежного угла по данной градусной величине одного из углов. Строят смежные углы по заданной градусной величине одного из углов Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления в процессе решения примеров. 20 Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие 33-34 Умножение десятичных дробей на однозначное число Отработка алгоритма умно2 26.10 жения десятичных дробей 7.11 на однозначное число, отработка устного решения простых задач на увеличение в несколько раз Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Сравнивают целые числа и десятичные дроби. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие 35 Построение углов с помощью транспортира Построение углов с помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине 2 Отработка алгоритма деле9.11 ния десятичных дробей на 13.11 однозначное число, отработка устного решения простых задач на уменьшение в несколько раз Строят и измеряют различные вилы углов с помощью транспортира (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). 36-37 Деление десятичных дробей на однозначное число 1 8.11 Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Сравнивают целые числа и десятичные дроби. Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного умножения в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Строят и измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Сравнивают десятичные дроби. Выполняют вычисления письменно. 21 Пользуются таблицей умножения. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи) 38 39 40 Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000 1 Отработка алгоритма умно14.11 жения целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на увеличение в несколько раз Построение углов с Построение углов с помо1 помощью транспор15.11 щью транспортира, запись тира их значения, сравнение углов по градусной величине Деление целых чисел Отработка алгоритма деле1 и десятичных дробей 16.11 ния целых чисел и десятична 10,100,1000. ных дробей на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на уменьшение в несколько раз Применяют алгоритм умножения целых чисел и десятичной дроби на круглые десятки (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие на увеличение в несколько раз Строят и измеряют различные вилы углов с помощью транспортира (легкие случаи) Применяют алгоритм деления целого числа и десятичной дроби на круглые десятки (легкие случаи) Решают простые задачи в 1 действие на уменьшение в несколько раз Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Применяют алгоритм умножения целого числа и десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи на увеличение в несколько раз в 2 действия Строят и измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру Применяют алгоритм деления целого числа и десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи в 2-3 действия на уменьшение в несколько раз. Выполняют измерение расстояния между заданными точками 22 41 42 43 44-45 Работа по разноуровневым Выполняют задания кониндивидуальным карточкам трольной работы с помощью – заданиям по теме. Самокалькулятора проверка выполненных заданий Выполняют задания контрольной работы Разбор и исправление ошибок в заданиях в которых допущены ошибки. Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Измерение углов заданной 1 22.11 величины с помощью транспортира, запись градусной меры углов, сравнение углов Умножение целых Устное вычисление приме2 чисел и десятичных 23.11 ров на табличное умножедробей на двузначное 27.11 ние. число Решение примеров на письменное умножение и десятичных дробей на двузначное число Измеряют различные вилы углов с помощью транспортира (легкие случаи) Измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел на однозначное число. Называют компоненты действия «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи) Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Контрольная работа 1 № 2 по теме: «Умно- 20.11 жение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число» Работа над ошиб1 ками. Анализ кон21.11 трольной работы Измерение углов с помощью транспортира 23 46-47 Деление целых чисел на двузначное число 48 Треугольник. Виды треугольников 49-50 Устное вычисление приме2 28.11 ров на табличное деление. 29.11 Решение примеров на письменное деление целых чисел на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел на однозначное число. Называют компоненты действия деления. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают задачи в 1 действие Виды треугольников по ве1 30.11 личине углов, по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Деление десятичных Устное вычисление приме2 дробей на двузначное 4.12 ров на табличное умножечисло 5.12 ние и деление. Решение примеров на письменное деление десятичных дробей. Называют виды треугольников. Строят треугольники по образцу Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деления. Выполняют вычисления Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деление (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления на двузначное число в процессе решения примеров. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия., выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Называют виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деление (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. 24 Решение задач на деление «на части» письменно (легкие случаи). Производят разбор условия задачи в 1 действие, выделяют вопрос задачи Обыкновенные дроби-15 часов 51- Обыкновенные 52 дроби. Сокращение дробей 2 6.12 7.12 Образование, преобразование, сравнение, сокращение дробей, чтение и запись дробей Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задач 25 53 Построение треугольРазличие видов треугольни1 ника по длинам двух 11.12 ков. Построение треугольсторон и градусной ника по длинам двух сторон мере угла, заключени градусной мере угла, заного между ними ключенного между ними Выполняют построения треугольников по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними по образцу Выполняют построения треугольников по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними 54 Замена целых или Смешанные числа. 1 смешанных чисел не- 12.12 Числитель и знаменатель правильными дродроби. Запись смешанных бями чисел в виде неправильных дробей. Решение задач на пропорциональное деление Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей (легкие случаи) Различают правильные и неправильные дроби Выполняют устные вычисления. Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задач Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. 55 Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями Сложение дробей с одина1 13.12 ковыми знаменателями. Решение составных задач Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. 26 Различие видов треугольни56 Построение треуголь1 ника по длинам двух 14.12 ков. Построение треугольсторон и градусной ника по длинам двух сторон мере двух углов, прии градусной мере двух углежащих к ней лов, прилежащих к ней Обыкновенные дроби. 57-58 Вычитание обыкно2 венных дробей с оди- 18.12 Вычитание дробей с одинанаковыми знаменате- 19.12 ковыми знаменателями. лями Решение составных задач Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают задачу в 1 действие Выполняют построение треугольников по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней по образцу Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи в 2 действия, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают простую задачу в 1 действие. Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют построение треугольников по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней 27 59-60 Сложение и вычитание смешанных чисел Смешанные числа. 2 20.12 Сложение и вычитание сме21.12 шанных чисел. Вычитание смешанного числа из целого числа. Преобразование смешанных чисел. Решение задач на нахождение среднего арифметического чисел Виды треугольников по ве61 Построение треуголь1 ников (все случаи) 25.12 личине углов и по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным. Выражение дробей в одина62-63 Сложение обыкно2 венных дробей с раз- 26.12 ковых долях (приведение к ными знаменателями 27.12 общему знаменателю). Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение дробей с разными знаменателями. Преобразование дробей. Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание и сложение смешанных чисел (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения м вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают простую задачу в 1 действие Умеют выполнять построение треугольников (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение и смешанных чисел. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров. Работают в паре. Производят разбор условия задачи в 3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей с разными знаменателями (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Умеют выполнять построение треугольников 28 Вычитание дроби из числа 1. Решение простых задач 6465 Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Выражение дробей в одина2 28.12 ковых долях (приведение к 9.01 общему знаменателю). Вычитание дробей с разными знаменателями. Преобразование дробей. Вычитание дроби из числа 1 Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Решают простую задачу в 1 действие Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей с разными знаменателями (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями в процессе решения примеров. Работают в паре 29 66 67 68 69-70 Сумма углов треугольника 1 Сумма углов треугольника. 10.01 Вычисление величины углов треугольника в градусах Работа по разноуровневым Контрольная работа 1 № 3 по теме: «Сложе- 11.01 индивидуальным карточкам ние и вычитание – заданиям по теме. Самообыкновенных дропроверка выполненных забей» даний Находят сумму углов треугольника. Вычисляют величину углов Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Работа над ошибками. Анализ контрольной работы Исправляют ошибки, до- Разбирают и исправляют ошибки, пущенные в контрольной допущенные в контрольной работе работе Площадь фигур 1 15.01 Разбор и исправление ошибок в заданиях, в которых допущены ошибки 2 Площадь. 16.01 Обозначение площади: S. 17.01 Единицы измерения площади: 1 кв. см (1 см²), 1 кв. дм (1 дм²); их соотношение. Арифметические задачи, связанные с нахождением площади Выполняют устные вычисления. Приводят примеры из жизни, когда приходиться иметь дело с понятием «площадь». Составляют из деталей игры «Танграм» различные геометрические фигуры. Объясняют, почему площадь этих фигур равна (не равна). Определяют площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Записывают площадь геометрической фигуры с помощью квадратных Находят сумму углов треугольника. Вычисляют величину углов треугольника в градусах Выполняют задания контрольной работы Выполняют устные вычисления. Приводят примеры из жизни, когда приходиться иметь дело с понятием «площадь». Составляют из деталей игры «Танграм» различные геометрические фигуры. Объясняют, почему площадь этих фигур равна (не равна). Определяют площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Записывают площадь геометрической фигуры с помощью квадратных сантиметров. Пользуются правилом нахождения площади прямоугольника, квадрата. Вычисляют площадь прямоугольника, квадрата по заданной длине сторон. 30 сантиметрах. Решают задачи, требующие вычисления площади прямоугольника (квадрата) (легкие случаи) 71- Умножение обыкно72 венных дробей на целое число Замена действия сложения 2 18.01 умножением. 22.01 Выполнение арифметических вычислений. Преобразование дробей. Меры времени. Решение задач на нахождение части от числа Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение». Пользуются правилом умножения дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение при помощи калькулятора. Решают задачу в 1 действие по краткой записи Обозначают на письме площадь латинской буквой S. Решают задачи, требующие вычисления площади прямоугольника (квадрата). Планируют ход решения задачи Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение». Пользуются правилом умножения дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Называют единицы измерения времени. Пользуются таблицей соотношения мер. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи 31 73-74 Деление обыкновенных дробей на целое число 2 23.01 24.01 Выполнение арифметиче-ских действий деления обыкновенных дробей нацелое число. Преобразование дробей. Решение задач способом принятия общего количе-ства за единицу 75-76 Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2;1мм2; 1м2. 2 25.01 29.01 Единицы измерения площади: 1 кв. см (1 см²), 1 кв. дм (1 дм²); их соотношение. Арифметические задачи, связанные с нахождением площади 77-78 Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число 2 30.01 31.01 Выполнение арифметических действий с обыкновен-ными дробями с помощью Выполняют устные вычисления. Пользуются правилом деления дроби на однозначное число. Выполняют деление дроби на однозначное число (легкие случаи) Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби (легкие случаи). Решают простую задачу в 1 действие Выполняют устные вычисления. Пользуются правилом деления дроби на однозначное число. Выполняют деление дроби на однозначное число. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Сравнивают различные способы решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Называют единицы изме- Называют единицы измерения рения площади: 1 кв. мм площади: 1 кв. мм (1 мм²), 1 кв. м (1 мм²), 1 кв. м (1 м²), 1 (1 м²), 1 кв. км (1 км²); их соотнокв. км (1 км²); их соотно- шения. шения. Выражают числа, полученные при Выражают числа, полуизмерении площади, в десятичных ченные при измерении дробях площади, в десятичных Решают арифметические задачи, дробях (легкие случаи). связанных с нахождением плоРешают задачу, связанщади в 2 действия ную с нахождением площади в 1 действие Выполняют устные выВыполняют устные вычисления. числения. 32 79-80 Нахождение дроби отчисла 2 1.02 5.02 81-82 Таблицы единиц измерения площади 2 6.02 7.02 83-84 Нахождение числа по0,1 его доле 2 8.02 12.02 алгоритмов Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение», Пользуются правилом умножения и деления дроби на однозначное число (легкие случаи) Выполняют примеры на умножение и деление при помощи калькулятора Нахождение дроби от числа. Решение задач практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) Работа с таблицей единиц измерения площади. Соотношение единиц измерений площади. Замена мелких мер площади более крупными и наоборот Нахождение числа по 0,1 его доли. Решение задач практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) Находят дробь от числа (легкие случаи) Решают задачу в 1 действие Используют обозначение площади (S). Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот при помощи таблиц Находят числа по одной его доле. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение», действие «вычитание» действием «деление». Пользуются правилом умножения и деления дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение и деление. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Называют единицы измерения времени. Пользуются таблицей соотношения мер Находят дробь от числа. Решают задачу в 2-3 действия Используют обозначение площади (S). Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Находят число по одной его доле. Решают задачу практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) в 3 действия 33 85 Контрольная работа № 4 «Все действия с обыкновенными дробями» 1 13.02 86 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы Площадь квадрата 1 14.02 87 88- Десятичные 89 дроби. Сложение десятичных дробей Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Само-проверка выполненных заданий Разбор и исправление оши-бок в заданиях, в которых допущены ошибки Измерение и вычисление площади квадрата по фор-муле Решают задачу практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) в 1 действия Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Выполняют задания контрольной работы Исправляют ошибки, до- Разбирают и исправляют ошибки, пущенные в контрольной допущенные в контрольной работе работе Вычисляют площадь Вычисляют площадь квадрата, реквадрата, решают задачи шают задачи на нахождение плона нахождение площадей щадей квадратов. квадратов. Заменяют мелкие меры площади Заменяют мелкие меры более крупными и наоборот площади более крупными и наоборот (легкие случаи) Десятичные дроби и числа, полученные при измерении-13 часов 1 15.02 2 19.02 20.02 Компоненты действия сло-жения. Письменные и устные вы-числения с десятичными дробями. Решение задач содержащиеотношения «больше на…», «меньше на…» Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывают их под диктовку (легкие случаи) Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Решают при- Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывают их под диктовку. Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Составляют примеры на сложение дробей. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в оди- 34 меры на сложение десятичных дробей (легкие случаи). Решают задачу, содержащею отношения «больше на…», «меньше на…» в 1 действие Компоненты действий выВыполняют устные вычитания. числения. Письменные и устные выЧитают целые числа и числения с десятичными десятичные дроби, запидробями. сывать их под диктовку Решение задач, содержащих (легкие случаи) отношения «больше на…», Выполняют арифметиче«меньше на…» ские действия с десятичными дробями. Решают примеры на вычитание десятичных дробей (легкие случаи). Решают задачи в 1 действия, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» Вычитание десятичных дробей 2 21.02 22.02 92 Площадь прямоугольника 1 26.02 Измерение и вычисление площади прямоугольника по формуле 93 Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 1 27.02 Отработка алгоритма умножения десятичной дроби на круглые десятки, решение 90-91 Вычисляют площадь прямоугольника, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников (легкие случаи) Применяют алгоритм умножения десятичной наковых долях. Решают задачу, содержащую отношения «больше на…», «меньше на…» в 2-3 действия Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывать их под диктовку Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного вычитания в процессе решения примеров. Составлять примеры на вычитание дробей. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях Решают задачи в 2-3 действия, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…». Планируют ход решения задачи Вычисляют площадь прямоугольника, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на круглые десятки. 35 примеров, решение простых и составных задач на увеличение в несколько раз 94 Деление десятичных дробей на 10,100,1000 1 28.02 95 Единицы измерения земельных площадей1 га; 1а; их соотно- шения 1 29.02 Выражение чисел, полученных при измерении десятичной дробью 2 4.03 5.03 96-97 Отработка алгоритма деления десятичной дроби на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на уменьшение в несколько раз. Решение задач на уменьшение в несколько раз Работа с таблицей «Единицы измерения земельных площадей 1 га; 1а их соотношения». Арифметические задачи, связанные с нахождением площади Работа с таблицами мер длины, массы, стоимости. Устное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, сравнение. Замена целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. дроби на круглые десятки. Решают простые задачи в 1 действие на увеличение в несколько раз Применяют алгоритм деления десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые задачи в 1 действие на уменьшение в несколько раз при помощи учителя Решают простые и составные задачи в 2-3 действия на увеличение в несколько раз Называют единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а = 100 м², 1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м² и их соотношение. Выполняют преобразование с помощью таблиц. Решают задачу в 1 действие по схеме Выражают целые числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в десятичных дробях (легкие случаи) Выражают десятичные дроби, полученные при измерении стоимости, Называют единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а = 100 м², 1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м² и их соотношение. Выполняют преобразование. Решают задачу в 3 действия Применяют алгоритм деления десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи в 2-3 действия на уменьшение в несколько раз Выражают целые числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в десятичных дробях. Выражают десятичные дроби, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в целых числах. 36 98 Сложение чисел, по- лученных при изме- рении 1 6.03 99 Длина окружности. Сектор, сегмент 1 7.03 100 Вычитание чисел, полученных при измерении 1 11.03 Решение примеров и составных задач по алгоритму сложения и вычитания чисел, полученных при измерении Решение простых и составных примеров на сложение чисел, полученных при измерении, превращённых в десятичные дроби с названием компонентов. Решение задач на нахождение суммы и остатка Знакомство с формулами длины окружности: С = 2 π R (С = π D). Вычисление длины окружности. Выделение сектора и сегмента Решение простых и составных примеров на вычитание чисел, полученных при измерении, превращённых в десятичные дроби с названием компонентов. Решение задач на нахождение суммы и остатка длины, массы, в целых числах (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Решают задачу в 2-3 действия Складывают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Строят окружности. Выделяют в них сектора и сегменты. Находят длину окружности по формуле Складывают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями. Решают задачу в 2 действия Вычитают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи) Решают задачу в 1 действие Вычитают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи) Решают задачу в 3 действия Вычисляют длину окружности: С = 2 π R (С = π D). Строят окружности. Выделяют в них сектора и сегменты. Находят длину окружности 37 101 102 103104 Контрольная работа 1 № 5 по теме: 12.03 «Сло- жение и вычитание чисел, полученных при измерении» Работа над 1 ошибками. 13.03 Анализ контрольной работы Площадь круга 2 14.03 25.03 105 Умножение чисел, 1 полученных при из- 26.03 мерении на однозначное число 106 Умножение чисел, полученных при измерении на двузначное число 1 27.03 Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных за-даний Разбор и исправление оши-бок в заданиях, в которых допущены ошибки Вычисление площади кругапо формуле: S = π R². Решение геометрических задач на нахождение пло-щади круга Решение примеров и задач на умножение целых чисел, полученных при измерениивеличин, на однозначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновен- ных дробей. Решение простых арифме-тических задач Решение примеров и задач на умножение целых чисел, полученных при измерениивеличин, на двузначное число. Запись десятичных Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Выполняют задания контрольной работы Исправляют ошибки, до- Разбирают и исправляют ошибки, пущенные в контрольной допущенные в контрольной раработе боте. Вычисляют площадь круга по формуле. Решают задачи на нахождение площади круга (легкие случаи) Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число (легкие случаи) Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, Вычисляют площадь круга по формуле. Решают задачи на нахождение площади круга Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Делят числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число. 38 дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью 107 Линейные, столбча-тые диаграммы 108 Деление чисел, полученных при измере нии на однозначное число 1 28.03 1 1.04 Знакомство с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм. Чтение линейных и столбчатых диаграмм, отвечая на поставленные вопросы. Построение линейных и столбчатых диаграмм Решение примеров и задач на деление целых чисел и десятичных дробей, полученных при измерении величин, на однозначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число. Решают простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью в 1 действие Строят различные виды диаграмм по образцу Решают простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью в 2 действия Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число (легкие случаи) Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Делят числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Строят различные виды диаграмм 39 109 Деление чисел, полученных при измерении на двузначное число 1 2.04 Решение примеров и задач Умножают числа, полу- Делят числа, полученные при изна деление целых чисел и ченные при измерении мерении стоимости, длины, массы, десятичных дробей, полустоимости, длины, выраженных десятичными дроченных при измерении вемассы, выраженных дебями на двузначное число. личин, на двузначное сятичными дробями на Решают простые арифметические число. двузначное число (легкие задачи в 2-3 действия на нахождеЗапись десятичных дробей случаи) ние числа по одной его доле, вырав виде обыкновенных дроРешают простые арифженной десятичной дробью бей. метические задачи в 1 Решение простых арифмедействие на нахождение тических задач на нахожде- числа по одной его доле, ние числа по одной его выраженной десятичной доле, выраженной десятич- дробью ной дробью Чтение круговых диаграмм, Строят круговую диа110 Круговые диаграммы 1 Строят круговую диаграмму отвечая на поставленные грамму по образцу 3.04 вопросы. Построение круговых диаграмм Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями -13 часов 111 Нахождение дроби отчисла 1 4.04 Чтение, запись обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Решение простых арифметических задач на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью Находят дробь от числа (простые случаи). Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью. Находят дробь от числа. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью 40 112 Нахождение числа по0,1 его доле 1 8.04 Нахождение числа по одной его доле. Решение задачи на нахождение числа по одной его доле Находят числа по одной его доле (легкие случаи) Решают задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле Находят число по одной его доле. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле 113 Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2 1 9.04 Закрепление умения работать с единицами измерения площади и их соотношениями 114 Среднее арифметиче-ское двух чисел 1 10.04 Вычисляют площадь, заменяют кв.м, арами, гектарами. Заменяют десятичные дроби целыми числами при помощи таблиц Находят среднее арифметическое двух чисел. Решают задачу на нахождение среднего арифметического 2 чисел Работают с таблицей земельных мер. Вычисляют площадь, заменять кв.м, арами, гектарами. Заменяют десятичные дроби целыми числами Применяют алгоритм нахождение среднего арифметического двух чисел. Решают задачи на нахождение среднего арифметического 3-4 чисел 115 Среднее арифметическое нескольких чисел 1 11.04 Находят среднее арифметическое нескольких чисел (легкие случаи). Решают задачу на нахождение среднего арифметического 2 чисел Применяют алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Решают задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел 116 Единицы измеренияи их соотношения 1 15.04 Применяют для вычислений таблицу единиц измерения и их соотношений. Называют единицы измерения и их соотношения. Вычисляют площадь, заменяют кв.м, кв.см и кв.мм. Определение алгоритма нахождения среднего арифметического двух чисел. Умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач Усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Применение правила (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм²), 1 кв. м (1 м²), 1 кв. км (1 км²); их соотношения. 41 Выражение чисел, получен-ных при измерении пло- щади, в десятичных дробях 117 Контрольная работа № 6 по теме: «Все действия с числами, полученными при из-мерении» 1 16.04 118 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы Симметрия 1 17.04 Единицы измерения площади, соотно-шения 1 22.04 119 120 1 18.04 их Вычисляют площадь, заменять кв.м, кв.см, Заменяют десятичные дроби целыми числами (легкие случаи) по Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Работа разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных за-даний Разбор и исправление оши- бок, в заданиях которых до- пущены ошибки Построение точек, симмет-ричных относительно оси, центра симметрии Решение примеров и задач, работа над ошибками, выполнение геометриче- ских построений Работа по таблице земель-ных мер. Вычисление площадей, за-мена кв.м, арами, гекта- рами. Замена десятичных дробейцелыми числами Заменяют десятичные дроби целыми числами Выполняют задания контрольной работы Исправляют ошибки, до- Разбирают и исправляют ошибки, пущенные в контрольной допущенные в контрольной работе работе Выполняют построение точек симметричных, относительно оси, центра симметрии по образцу (легкие случаи) Переводят более крупные величины в более мелкие и наоборот с помощью таблицы Выполняют построение точек и фигур симметричных, относительно оси, центра симметрии Переводят из более крупных величин в более мелкие и наоборот 42 121 Выражение чисел, полученных при из-мерении единицами площади десятич- ными дробями 1 23.04 Замена чисел, полученных при измерении единицами площади десятичными дробями. Решение задач на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата 122 Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси симметрии Сложение чисел, полученных при измерении площади. 1 24.04 Построение геометрических фигур (отрезка, треугольника, квадрата) симметричных относительно оси симметрии 1 25.04 Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Вычитание чисел, полученных при измерении площади 1 29.04 123 124 Работают с таблицей линейных и квадратных мер. Заменяют меры - мм², см ², дм², м². Решают задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата (легкие случаи) Строят квадрат симметричный относительно оси симметрии Работают с таблицей линейных и квадратных мер. Заменяют меры - мм², см ², дм², м². Решают задач на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата Умеют переводить из более крупных величин в более мелкие и наоборот (легкие случаи) Решают примеры и задачи на сложение чисел, полученных при измерении при помощи таблиц. Решают задачу в 1 действие Решение примеров на вычи- Переводят более круптание чисел, полученных ные величины в более при измерении площади. мелкие и наоборот. Замена чисел десятичными Решают примеры на выдробями. читание чисел, полученных при измерении (легкие случаи). Знают единицы измерения площадей. Умеют переводить из более крупных величин в более мелкие и наоборот. Решают примеры и задачи на сложение чисел, полученных при измерении. Решают задачу в 3 действия Строят геометрические фигуры (отрезок, треугольник, квадрат) симметричных относительно оси симметрии Переводят более крупные величины в более мелкие и наоборот. Решают примеры на вычитание чисел, полученных при измерении. Решают задачу в 3 действия 43 125 Площадь прямоугольника и квадрата 1 30.04 126 Умножение чисел, полученных при измерении площади нацелое число 1 2.05 127 Деление чисел, полученных при измерении площади на целое число 1 6.05 128 Площадь квадрата 1 7.05 Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Измерение и вычисление площади прямоугольника и квадрата Решают задачу в 1 действие Вычисляют площадь прямоугольника и квадрата, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников и квадратов Вычисляют площадь прямоугольника и квадрата, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников и квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Решение примеров на умножение, чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Решение примеров на деление чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Измерение и вычисление площади квадрата по формуле Решают примеры на умножение мер площади на однозначное на целое число при помощи таблиц (легкие случаи). Решают задач на вычисление площади, квадрата Решают примеры на умножение мер площади на однозначное на целое число. Решают задач на вычисление площади прямоугольника, квадрата Решают примеры на деление мер площади на однозначное на целое число при помощи таблиц (легкие случаи). Решают задачи на вычисление площади, квадрата Решают примеры на деление мер площади на однозначное на целое число. Решают задачи на вычисление площади прямоугольника, квадрата Вычисляют площадь квадрата, решают задачи Вычисляют площадь квадрата, решают задачи на нахождение площадей квадратов. 44 129 Итоговая контрольная работа № 7 130 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 131132 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 8.05 1 13.05 2 14.05 15.05 на нахождение площадей квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот при помощи учителя Работа по разноуровневым Выполняют задания кониндивидуальным карточкам трольной работы с помо– заданиям по теме. Самощью калькулятора проверка выполненных заданий Разбор и исправление оши- Исправляют ошибки, добок в заданиях в которых пущенные в контрольной допущены ошибки работе Повторение – 5 часов Компоненты действий сло- Называют компоненты жения и вычитания. действий (в том числе в Письменные и устные выпримерах), обратные числения с десятичными действия. дробями. Выполняют устные Решение задач на расчет вычисления. стоимости товара Составляют примеры на сложение и вычитание (легкие случаи). Решают задачи на расчет стоимости товара в 1 действие Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Выполняют задания контрольной работы Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания. 45 133 Умножение десятич-ных дробей на двузначное число 1 16.05 Устный счет на знание таблицы умножения и отработка алгоритма умножения десятичных дробей на двузначное число. Решения простых задач на увеличение в несколько раз 134 Треугольник. Виды треугольников 1 20.05 135 Арифметические действия с целыми числами, получен- ными при измерении величин 1 21.05 Виды треугольников по величине углов, по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин. Решение задач на пропорциональное деление Выполняют арифметические действия с многозначными числами. Решают задачи на расчет стоимости товара в 3 действия. Называют формулы нахождения зависимости «цена», «количество», «стоимость» Называют компоненты Выполняют устные вычисления на действия «умножение» (в умножение целых чисел с помотом числе в примерах), щью учителя. обратное действие. Называют компоненты действия Выполняют вычисления «умножение» (в том числе в приписьменно (легкие слумерах), обратное действие. чаи). Выполняют вычисления письРешают задачу в 1 дейменно. ствие Решают задачу в 3 действия Различают виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам по образцу Различают виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. 46 Решают задачи в 1 действие 136 Единицы измерения и их соотношения Соотношение единиц изме- Соотносят единицы из1 21.05 рения земельных площадей: мерения площадей при 1 га, 1 а, 1а = 100 кв.м, 1 га помощи таблицы. = 100 а, 1 га = 10000 кв.м Выполняют арифметические действия с многозначными числами. Решают задачи в 3 действия Соотносят единицы площадей. Выражают единицы площадей в более крупных и мелких мерах. 47