Дополнительная общеобразовательная программа ЭКОЛЯТА для обучающихся 1-4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель
директора по УВР

директор школы

Борисова И.Н.

Овчинников К.А.
Приказ № 202
от «29» августа.2025
г.

Дополнительная
общеобразовательная
программа

«Эколята»
для обучающихся 1-4 класса
на 2025-2026 учебный год

Составитель: Синякова Елена Геннадьевна

Д. Галибиха, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Эколята» для 1-4 класса
составлена на основании следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.
Основными положениями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (М., Просвещение, 2018)
3.На основе авторской программы внеурочной деятельности Н.Н. Кондратьева «Мы»
для 1-4 классов (М., ДетствоПресс, 2020г.).
4. Учебный план МОУ «СОШ Галибихинской СШ на 2025-2026 учебный год.
Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых
понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии
растений и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.
В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших
школьников целостное представление об окружающем их мире природы.
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для
воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и
развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на
формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Познавательные:
•

Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и
растений
• Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и
улучшению состояния окружающей среды своей местности.
• Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными
источниками информации
Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода за животными и растениями. Воспитательные:
• Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного
отношения к людям и к природе
• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным
• Совершенствовать навыки коллективной работы Развивающие:
• Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных и растений
• Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской,
творческой, трудовой и коммуникативной)
• Способствовать развитию логического мышления, внимания
• Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений,
животных
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными
источниками информации Способствовать развитию творческих способностей.

2

Рабочая программа разработана для организации дополнительного образования
учащихся 1-4 класса и рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Формы и методы обучения
С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны
использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,
беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа,
творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.
На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению
группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.
На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать
переутомления детей.
Программой предусмотрены экскурсии на территории школы, которые направлены на
закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных
исследовательских работ.
Ведущие технологии обучения
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к
каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они
предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов
ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и
приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой
работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой
активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей
наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач,
проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В
результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и
творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы,
игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные:
• осознавать ценность природы для человека
• ориентироваться в понятиях курса
3

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

знать наиболее типичных представителей животного мира России, Нижегородской
области;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на
Земле;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и
правила ухода;
ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях
между ними;
знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы
с ними;
объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
знать различия съедобных и несъедобных грибов;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на природу,
устанавливать причинно-следственные связи;
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения
биоразнообразия
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения
в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической
составлять экологические модели, трофические цепи; Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на уроке;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и
рисунков по темам курса
4

•
•
•
•
•
•
•
•
•

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение); Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
оценивать свои достижения на уроке
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Теоретические знания
Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны
растения
Практическая деятельность
• Подвижная игра «Живое - неживое»
• Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»
Осень (10 часов) Теоретические
знания
Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о
подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и
растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить
неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.
Практическая деятельность
• Конкурс загадок об осени и осенних явлениях Экскурсия в школьный сад.
• Сбор листьев для поделок
Исследовательская деятельность
• Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы
Творческая деятельность
• Рисунки «Осень», «Береза»
• Раскраска «Медведь»
• Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»
• Аппликация «Синичка»
Зима (8 часов) Теоретические
знания
Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и
животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о

5

животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности
переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь Практическая деятельность
• Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы
• Игра «Кто поет?»
• Акция «Покормите птиц» Экскурсия в школьный сад.
• Мозаика «Снегирь»
Исследовательская деятельность
•
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки Творческая
деятельность
•
Изготовление снежинки из бумаги
•
Творческий проект «Кормушка для птиц»
•
Рисунок «Ель»
•
Поделка из бумаги «Птичка»
Весна (8 часов) Теоретические
знания
Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне.
Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее
состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных
обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее
защиты и охраны.
Практическая деятельность
Конкурс загадок о весне и весенних явлениях
Игра «Путешествие капельки воды».
Экскурсия в школьный сад Исследовательская
деятельность
• Исследование свойств воды
• Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами
• Наблюдение за организмами в аквариуме
Творческая деятельность
• Поделка из бумаги «Осьминожка»
• Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»
Лето (6 часов) Теоретические
знания
Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его
необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам
Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании,
образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр,
лотос.
Практическая деятельность
• Конкурс загадок о лете
• Викторина «Явления природы»
• Путешествие «По страницам Красной книги»
Творческая деятельность
• Раскраска «Тигр»
6

•
•

№

Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»
Аппликация «Бобр»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия

Количество часов

Деятельность
Теория

Практика

1 Введение

1

0,5

0,5

2 Времена года. Осень

10

4

6

3 Времена года. Зима

8

2

6

4 Времена года. Весна

7

3,5

3,5

5 Времена года. Лето

6

2,5

3,5

-

1

12,5

20,5

6 Обобщение.
на лето
Итого

Задание 1
33

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Тема урока
Введение

1.

Экология и мы. Живая инеживая природа
1.Осень

2.
3.

Времена года. Осень
Как растения готовятся к зиме.
Почему опадают листья?
Краски осени
Как животные готовятся к зиме.
Медведь – хозяин леса
Шестиногие хозяева Земли
Божья коровка

4.
5.
6.
7.
8.

К-во
часов

Дата
проведения
факт план

1
1
10
1
1
1
1
1
1
7

Бабочки – летающие цветы
Синичка - сестричка
Береза – символ России
2.Зима
Времена года. Зима
Снег кружится…
Наши пернатые друзья.
Дятел – «лесной доктор»
Творческая мастерская
Покормите птиц
Зимние наблюдения за птицами
Ель – лесная красавица
Снегирь – зимняя птичка
3. Весна

1
1
1
8
1
1
1

20.

Времена года. Весна

1

21.

Самое важное вещество на Земле

1

22.

Свойства воды

1

23.
24.
25.
26.

Цепочка жизни в море
В мире безмолвия
Что растет в воде. Берегите воду
Весенние явления в природе
4.Лето

1
1
1
1
7

27.
28.
29.

Времена года. Лето
Для чего нужен воздух
Красная книга. Что это
такое?
Амурский тигр – полосатый
хищник

1
1
1

Лотос
Бобр - строитель
Обобщение. Задание на лето

1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

30.
31.
32.
33.

1
1
1
1
1
7

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оборудование кабинета информатики:
Аппаратные средства
1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.
2. Мультимедиапроектор.
8

3. МФУ.
4. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон).
5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами (клавиатура и мышь).
6. Подключение к сети Интернет Программные средства
Учебно-методическое обеспечение программы
1.
2.
3.
4.
5.

Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1999
Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1999.
Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 2000
Гусев В. Животные у нас дома. М.: 2005.
Дмитриев Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет? – М: Детская литература, 2008

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».