МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заседание
педагогического совет
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Борисова И.Н.
«28» августа 2024 г.
Овчинников К.А.
Приказ № 164 (а)
от «28» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для среднего общего образования (10-11 классы)
д. Галибиха
2024 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 10–11
классов является логичным продолжением целостной программы повышения
финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических
комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.
Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный,
поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями
и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые
темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более
раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит
системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные
результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования. Это позволяет вписать образовательный
курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по
программам финансовой грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому
педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса,
но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других
предметов, а обучающиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно
взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории,
информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным
предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан
с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе
вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой
грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта,
разработана с учётом типовых заданий экзамена.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому
минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в
современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ
повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с
функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними.
Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми
институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий
банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный
фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками,
пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе
формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования
личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать
информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте
предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный
потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает
формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от
принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем
при осуществлении финансовых операций.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди
обучающихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих
сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих
эффективному взаимодействию школьников с финансовыми институтами с целью
достижения финансового благосостояния.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт
возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления
личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и
развивающемуся миру денежных отношений.
1. Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит,
кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто-кредитование,
потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных
процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов,
характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника,
взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские
вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов,
оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенци
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков,
рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид
кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты
вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный
фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок
FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных
фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского
управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка,
особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с
которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования,
понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски,
сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень
доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на
фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками
для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых
показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация
основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам,
налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо
заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых
вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере
налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную
информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию,
оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к
уплате. Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на
изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование,
страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и
добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая
премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления
различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев,
особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения
страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и
недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования,
уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия
страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях
выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых
продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа
жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать
правильность и прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний
бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала,
структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение
бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок
расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого
капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения
бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план,
рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых
расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента,
необходимых для управления вновь созданным пред- приятием.
Модуль 6. Финансовые мошенничества. Как распознать и не стать жертвой.
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый
риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида,
Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых
характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования
мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию
инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать
доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения
минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду
среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от
подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные
инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять
уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия,
пенсионная
система,
пенсионный
фонд,
управляющая
компания,
негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости,
знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном
обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого
на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать
негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального
направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор
негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Требования к личностным результатам освоения курса:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения
на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых
институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию
во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию
как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность
со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы
по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных
финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации
финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых
институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать
последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках
занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк;
депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель
инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское
страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый
рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая
система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система;
пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный
предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием: об основных целях управления личными финансами,
мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных
средств; об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов
для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские
продукты и привлечения кредитов;о видах финансовых рисков и способах
минимизации их последствий для семейного бюджета; о функционировании
страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике; о
структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных
бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в
них; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения
граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях
налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об
особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; об
основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; о видах
финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых
продуктов.
3. Тематическое планирование
№п/п
Наименование разделов и тем программы
1
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам
полезны в жизни
Модуль 2. Фондовый рынок: как его
использовать для роста доходов
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
Модуль 4. Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Модуль 6. Финансовые мошенничества. Как
распознать и не стать жертвой.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Итоговый контроль
ИТОГО
2
3
4
5
6
7
8
Кол-во
часов
10 класс
10
Кол-во
часов
11 класс
-
10
-
7
6
6
10
10
7
1
34
1
34
Поурочное планирование для 10 класса
№
п/
п
Тема занятия
Количество Дата проведения
часов
по плану фактически
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни(10 ч.)
Управление личными финансами и
выбор банка
2 Как сберечь накопления с помощью
депозитов
3 Проценты по вкладу: большие и
маленькие
4 Проценты по вкладу: большие и
маленькие
5 Банки и золото: как сохранить
сбережения в драгоценных
металлах
6 Кредит: зачем он нужен и где его
получить
7 Какой кредит выбрать и какие
условия кредитования предпочесть
8 Какой кредит выбрать и какие
условия кредитования предпочесть
9 Как управлять деньгами с помощью
банковской карты
10 Как управлять деньгами с помощью
банковской карты
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (10 ч.)
11 Финансовые риски и стратегии
инвестирования
12 Финансовые риски и стратегии
инвестирования
13 Что такое ценные бумаги и какими
они бывают
14 Что такое ценные бумаги и какими
они бывают
15 Профессиональные участники
рынка ценных бумаг
16
Граждане на рынке ценных бумаг
17
Граждане на рынке ценных бумаг
18 Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды
19 Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды
20 Операции на валютном рынке:
риски и возможности
1
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить(7 ч.)
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Что такое налоги и почему их
нужно платить.
Что такое налоги и почему их
нужно платить.
Основы налогообложения граждан
Виды налогов, уплачиваемых
физическими лицами в России
Виды налогов, уплачиваемых
физическими лицами в России
Налоговые вычеты, или как вернуть
налоги в семейный бюджет
Налоговые вычеты, или как вернуть
налоги в семейный бюджет
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду(6ч.)
Страховой рынок России: коротко о
главном
Страховой рынок России: коротко о
главном
Имущественное страхование: как
защитить нажитое состояние
Имущественное страхование: как
защитить нажитое состояние
32
Здоровье и жизнь — высшие блага:
поговорим о личном страховании
33
Здоровье и жизнь — высшие блага:
поговорим о личном страховании
34
Повторение
Поурочное планирование для 11 класса
№
п/
п
Тема занятия
Количество Дата проведения
часов
по плану фактически
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду(6ч.)
1 Страховой рынок России: коротко о
главном
2 Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о личном страховании
3 Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о личном страховании
4 Если нанесён ущерб третьим лицам
5 Если нанесён ущерб третьим лицам
6 Доверяй, но проверяй, или
несколько советов по выбору
страховщика
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять(10ч.)
7 Создание собственного бизнеса: с
чего нужно начать
8 Создание собственного бизнеса: с
чего нужно начать
9 Пишем бизнес-план
10 Пишем бизнес-план
11 Расходы и доходы в собственном
бизнесе
12 Расходы и доходы в собственном
бизнесе
13 Налогообложение малого и
среднего бизнеса
14 Налогообложение малого и
среднего бизнеса
15 С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
16 С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
Модуль 6. Финансовые мошенничества. Как распознать и не стать жертвой
(10ч.)
17 Финансовые риски и стратегии
инвестирования
18 Финансовые риски и стратегии
инвестирования
19 Финансовая пирамида, или как не
попасть в сети мошенников
20 Финансовая пирамида, или как не
попасть в сети мошенников
21 Виды финансовых пирамид
22
Виды финансовых пирамид
23
24
25
26
Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги при работе в сети
Интернет
Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги при работе в сети
Интернет
Сюжетно-ролевая обучающая игра.
Ток-шоу «Все слышат»
Сюжетно-ролевая обучающая игра.
Ток-шоу «Все слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
(7ч.)
27 Думай о пенсии смолоду, или как
формируется пенсия
28 Думай о пенсии смолоду, или как
формируется пенсия
29 Как распорядиться своими
пенсионными накоплениями
30 Как распорядиться своими
пенсионными накоплениями
31
Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд
32 Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд
33 Обучающая игра «Выбери свой
негосударственный пенсионный
фонд»
34 Повторение