Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского административного округа
МОУ Галибихинская СШ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УВР

директор школы
________________________

________________________

Овчинников К.А.
Приказ
№
162
от «28»
Борисова И.Н.
08.2024 г.
от «28» 08.2024 г.

Программа внеурочной деятельности по биологии
«Мир растений»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся – 6 класс

д. Галибиха 2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений»
соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час.
На практическую часть программы выделено минимальное количество
времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей
любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию
информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной
деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и
развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости
приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа
направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии,
развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире,
умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением
теоретического материала проведение практических и лабораторных работ,
экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе
формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация
проектной и исследовательской деятельности.
Место курса «Мир растений»
в базисном учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной
деятельности «Мир растений» в 6 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34
часа за учебный год.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир растений»
Личностные результаты:
• воспитание в учащихся чувства гордости за российскую
биологическую науку;
• знание и соблюдение правил поведения в природе;
• понимание учащимися основных факторов, определяющих
взаимоотношения человека и природы;
• умение реализовывать теоретические познания напрактике;
• понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с
биологией;
• воспитание в учащихся любви к природе;
• признание права каждого на собственное мнение;
• готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на
благо природы;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• критичное отношение учащихся к своим поступкам,
2

• осознание ответственности за последствия;
• умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологиизаключаются в
формировании универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
• умение составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления,выявлять причины и следствия простых явлений;
• умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления
(на основе отрицания);
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
• умение создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта;
• умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных
и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.);
• умение определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
• умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметным результатом изучения курса является сформированность
следующих знаний и умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
3

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического
состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли
растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений
растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений,
ухода за ними.
5.В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы
Ученик научится:
• основам исследовательской деятельности;
• прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
• приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
• аргументировать позицию в отношении поступках других людей к
окружающей среде;
• взаимодействовать в группах;
• демонстрировать результаты своей работы;
• обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
• соблюдать правила поведения в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• моделировать экологическую ситуацию;
• находить необходимую информацию на различных носителях.

4

Содержание курса внеурочной деятельности «Мир растений»
с указанием форм организации и видов деятельности
1.Введение (3ч). Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и
содержание курса. Методы изучения и проведения исследований в мире
растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования,
цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.
2. Морфология растений (7 ч). Морфологические особенности
изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней.
Какими бывают побеги. Почки- кто они? Эти замечательные листья.
листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и плодов.
Легенды о цветах. Экскурсия. Лабораторная работа №1 «Условия
прорастания семян», Лабораторная работа №2 «Поглощение воды корнями
растений»
3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка.
Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы
с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами. Лабораторная
работа №3 «Строение клетки», Лабораторная работа №4«Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках растений»
4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений.
Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения
растений. Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия.
Фенологические наблюдения за растением (когда опадают и распускаются
листья, период цветения, плодоношения и т.д.) Лабораторная работа №5 «
Влияние освещенности на рост растений», Лабораторная работа №6
«Фототропизм у растений».
II.

5. Систематика растений (5 ч). Чем занимается наука систематика?
Крестоцветные и розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы?
Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о
растениях. Угадай растение.
6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности
произрастания
растений.
Экологические
факторы,
оказывающие
преимущественное влияние на произрастание данного растения.
Географический ареал распространения. Экологический подход к охране
редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Липецкой
области, занесенных в Красную книгу.
7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч). Роль растений в
природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений Роль растения в
жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные
растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в
литературных и музыкальных произведениях. Практическая работа №1
«Теплолюбивые и холодостойкие растения», Практическая работа №2 «Уход
за комнатными растениями».
5

8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч).
Подготовка
презентации
по
материалам
проекта.
Оформление
исследовательской
работы
(титульный
лист
и
т.д.).
Защита
исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).
III. Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Введение
2
Морфология растений
3
Анатомия растений
4 Физиология растений
5
Систематика растений
6
Экология растений
7
Роль растений в природе и жизни человека
8
Оформление
проекта
и
подготовка
материалов к защите
Всего:

Количество
часов
3
7
3
6
5
3
3
4
34

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

1

Растения – наши соседи по планете.
Экскурсия.

2

Методы изучения и проведения
исследований мира растений.

3

Составление отчета по экскурсии.

4

Морфологические особенности изучаемого
растения.
6

5
6

Семена растений. Лабораторная работа №1
« Условия прорастания семян»
Корень. Лабораторная работа №2
«Поглощение воды корнями растений»
Какими бывают побеги. Почки.

7
8
9
10

Эти замечательные листья
Зачем растениям цветы?
Плоды сухие и сочные
Внутреннее строение растений

11

12

13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

Органоиды растительной клетки.
Лабораторная работа №3 « Строение
клетки»
Органоиды растительной клетки
Лабораторная работа №4«Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках растений»
Особенности жизнедеятельности растений.
Как растения дышат
Растения зеленые и не только. Фотосинтез.
Лабораторная работа №5 « Влияние
освещенности на рост растений»
Лабораторная работа №6 «Фототропизм у
растений».
Как размножаются растения
Сезонные изменения в жизни растений.
Чем занимается наука систематика?
Крестоцветные и розоцветные – кто вы?
Бобовые и Пасленовые – кто вы?
Сложноцветные – кто вы?
7

23
24
25

26

27

28
29

30
31
32
33
34

Злаковые и Лилейные – кто вы?
Экологические особенности произрастания
растений родного края.
Охрана растений Курской области и мест
их обитания.
Практическая работа №1 «Теплолюбивые
и холодостойкие растения.»
Практическая работа №2 «Уход за
комнатными растениями».
Лекарственные растения Курской области.
Растения в литературных и музыкальных
произведениях.
Оформление исследовательской работы
(титульный лист и т.д.)
Подготовка презентации по материалам
проекта.
Защита проектов
Защита проектов

8

Методические материалы
Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]:
—
URL:https://rl.ru/ (датаобращения: 10.05.2021).
- Круглый стол. Цифровые лаборатории в современной школе
(Электронный ресурс) URL: https://www.voutube.com/watch?v=qBitolw2N4
- Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный
ресурс]:
— URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Электронная
библиотека
диссертаций
и
авторефератов
[Электронный ресурс]: —URL: http://www.dissercat.com/ (дата
обращения: 10.05.2021).
- Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный
ресурс]:- URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2021).
- Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]:
— URL:https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Е.О. Чобанова Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мудрый
совенок»
http://ct-edu.ru/gnews/highnews/vneurochnavadevatelnost-po- biologii-mudriie-sovenok.html .
-

Дополнительные материалы:
1. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки.
Исследование, интегрирование, моделирование. - Учитель, 2009.
2. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Учитель,
2020.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010
4. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое
пособие. - Паритет, 2022.
5. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по
биологии. - Планета, 2021.
6. Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся.
- Учитель, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».