Серия «Учение с увлечением»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
4 КЛАСС
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса
Тематическое планирование
Методические рекомендации к занятиям
Москва
«Планета»
ББК 74.202
Ф947
Авторы-составители:
М.В. Буряк, С.А. Шейкина
Ф947
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. –
(Учение с увлечением).
ISBN 978-5-907392-46-5
Книга продолжает методическую линию пособий для
организации внеурочной деятельности в четвертом классе по
программе «Функциональная грамотность».
В пособии дана рабочая программа курса, содержащая
пояснительную
записку,
тематическое
планирование
с
формируемыми на каждом занятии умениями, содержание
программы, требования к результатам обучения выпускников
начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и
предметные результаты. Также в книге даются подробные
методические рекомендации к каждому занятию, приведены ответы
на вопросы и задания тренажера для школьников.
Логика курса выстроена следующим образом: занятия 1-8 – блок
«Читательская грамотность», занятия 9-16 – блок «Естественнонаучная грамотность», занятия 18-25 – блок «Финансовая
грамотность, занятия 26-33 – блок «Математическая грамотность».
В программе даны две творческие работы для школьников (занятия
17 и 34). Авторы курса предлагают эффективные способы как
коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителю
успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.
Книга предназначена для учителей начальных классов,
заместителей директоров по учебно-воспитательной работе,
методистов, студентов педагогических колледжей и вузов,
магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации.
ISBN 978-5-907392-46-5
© Буряк М.В., Шейкина С.А., 2021
© ООО «Планета», 2022
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………......
ЧАСТЬ 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
Пояснительная записка………………………………….
Содержание программы………………………………….
Планируемые результаты освоения курса……………
Оценка достижения планируемых результатов………
Тематическое планирование…………………………….
ЧАСТЬ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
Читательская грамотность
Занятие 1
Старинная женская одежда.………………….............
Занятие 2
Старинные женские головные уборы….……………
Занятие 3
Старинная мужская одежда и головные уборы.…..
Занятие 4
Жилище крестьянской семьи на Руси…….………..
Занятия 5-6
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской
избы…………………………………………………
Занятие 7
История посуды на Руси...…………………………….
Занятие 8
Какие деньги были раньше в России ……………….
Естественно-научная грамотность
Занятие 9
3
Томат…………………………………….........................
Занятие 10
Болгарский перец……………………………………...
Занятие 11
Картофель………………………………………………
Занятие 12
Баклажан. Семейство Паслёновые……..…………...
Занятие 13
Лук……………………………………………………….
Занятие 14
Капуста………………………………………………….
Занятие 15
Горох…………………………………………………….
Занятие 16
Грибы……………………………………………………
Занятие 17
Творческая работа………………………….……….…
Финансовая грамотность
Занятия 18-19
Потребительская корзина……….……………………
Занятие 20
Прожиточный минимум………………………………
Занятие 21
Инфляция………..………………………………...........
Занятия 22-23
Распродажи, скидки, бонусы…………………………
Занятие 24
Благотворительность……………………….…………
Занятие 25
Страхование……………………….……………………
Математическая грамотность
Занятие 26
В бассейне…………………………………….…………
Занятия 27-28
Делаем ремонт………………………………………….
Занятие 29
4
Праздничный торт……..………………………………
Занятие 30
Обустраиваем участок……...…………………………
Занятия 31-32
Поход в кино………………………………..…………
Занятие 33
Отправляемся в путешествие…………..……………
Занятие 34
Творческая работа. Составляем словарик по
финансовой грамотности
……….…………………………..
5
ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность – способность человека
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать,
понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять
простейшие
арифметические
действия,
функциональная
грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий
нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах
ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования
связывались
с
профессиональной
деятельностью
людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В
дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более
широком смысле: включать компьютерную, политическую,
экономическую грамотность и т.д. В таком контексте
функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью
функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре
главные способности обучающегося: добывать новые знания;
применять полученные знания на практике; оценивать свое знаниенезнание;
стремиться
к
саморазвитию.
Содержание
функциональной грамотности младшего школьника, безусловно,
составляют метапредметные универсальные учебные действия –
познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная
грамотность
рассматривается
как
совокупность двух групп компонентов: интегративных и
предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая,
6
естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана
начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная,
читательская,
информационная,
социальная
грамотность,
формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в
начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и
результатов участия российских школьников в международных
исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в
обучении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и
обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить
доказательства.
Поэтому
авторы
программы
предлагают
начинать
формирование навыков функциональной грамотности именно в
начальных классах.
7
Часть 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого
класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
8
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование
у
обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в четвёртом классе
начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественно-научной грамотности, во втором
полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности.
Если
учитель
считает
необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста,
деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат,
болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох,
грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская
корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум,
минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
9
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
10
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка
и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
11
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
–
способность
понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
–
способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся
при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из
конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
12
косвенным показателем эффективности занятий может
быть повышение качества успеваемости по математике, русскому
языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
1
Старинная
женская одежда
2
Старинные
женские
головные уборы
3
Старинная
мужская одежда
Предмет изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
научно– определять тему;
познавательного
– определять главную мысль;
текста.
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
научно– объяснять значения слов;
познавательного
– определять по описанию названия головных уборов;
текста.
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
научно-
14
и головные
уборы
познавательного
текста.
4
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
Содержание
научнопознавательного
текста.
5-6
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы
Содержание
научнопознавательного
текста.
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии
между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
15
7
История посуды
на Руси
8
Какие деньги
были раньше в
России
9
Томат
Содержание
научнопознавательного
текста.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова с помощью
Содержание
Википедии;
научно– называть опорные фразы, с помощью которых
познавательного
можно дать ответ на вопрос;
текста.
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
Томат.
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
16
10
Болгарский
перец
Болгарский перец.
11
Картофель
Картофель.
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
17
12
Баклажан.
Семейство
Паслёновые
Баклажан.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13
Лук
Лук.
14
Капуста
Капуста.
15
Горох
Горох.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
18
16
Грибы
17
Творческая
работа
18
-19
Потребительска
я корзина
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
потребительской
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзины.
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
19
20
Прожиточный
минимум
Назначение
прожиточного
минимума.
21
Инфляция
Инфляция.
22
23
Распродажи,
скидки, бонусы
Акции, распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.
корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «минимальный
размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
20
24
Благотворитель
ность
25
Страхование
26
В бассейне
27-
Делаем ремонт
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворительност – Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность», «благотворительный
ь.
фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
– Понимать значение и правильно использовать
Виды страхования.
термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью
определения свой занятости;
выгодная покупка.
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта,
– Понимать, что такое «смета»;
21
расчёт стоимости
строительных
материалов.
28
29
Праздничный
торт
Рецепт торта,
задачи на тройку
величин «цена,
количество,
стоимость».
30
Обустраиваем
участок
Расходы на
обустройство
участка, площадь и
периметр
31-
Поход в кино
Расходы на поход в
– решать задачи на расчёт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
– определять, какие продукты выгоднее купить для
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на
нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
22
кино.
32
33
Отправляемся в
путешествие
34
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
путешествие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
Понятия по
– Понимать значение и правильно использовать
финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с изученными
изученные в 1-4
финансовыми терминами;
классах.
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.
23
Серия «Учение с увлечением»
Авторы-составители
Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
4 КЛАСС
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответственная за выпуск М.С. Умнова
Корректор Н.М. Рыжкова
Компьютерная верстка Ж.В. Быстровой
Дизайн обложки Н.А. Поляковой
Сайт издательства «ПЛАНЕТА»
http://www. planeta-kniga.ru
Оптовую реализацию пособий издательства «Планета»
осуществляет Межрегиональный центр «ГЛОБУС»:
г. Москва, ул. Угличская, 12, корп. 1
тел.: 8(495) 988-72-83 (многоканальный)
http://www. globus-kniga.ru
e-mail: globus@globus-kniga.ru
Более подробная информация о приобретении книг на официальном сайте
издательства: http://www. planeta-kniga.ru (раздел «Где купить»)
Регистрационный номер декларации о соответствии:
ЕАЭС N RU Д-RU.ГА05.В.01902/19
Подписано в печать 15.01.22. Формат 60х84/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
Усл. печ. л. 5,12. Заказ
24