МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Управление образования администрации Воскресенского муниципального округа МОУ Галибихинская СШ РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор ________________________ Овчинников К.А. приказ №164 (а) от «28» августа 2024 г. ________________________ Борисова И.Н. Протокол №1 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2273082) учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 10 – 11 классов д.Галибиха 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре для 10–11 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетия. В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. При формировании основ программы по физической культуре использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования: концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины; концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны; концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования; концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств; концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных программ на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной программой основного общего образования и предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области физической культуры. Общей целью общего образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по физической культуре по трём основным направлениям. Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность. Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системноструктурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре), спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем «Спортивная и физическая подготовка», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе федеральной рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная и физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей программе по физической культуре в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая подготовка». Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, – 169 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 101 час (3 часа в неделю). Общее число часов, рекомендованных для изучения вариативных модулей физической культуры, – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Вариативная часть реализуется в виде модуля "Футбол для всех" в 10-м классе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС Знания о физической культуре Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных направлений её развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека. Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, основные направления её развития и формы организации (оздоровительная, прикладно-ориентированная, соревновательно-достиженческая). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как основа прикладно-ориентированной физической культуры, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе советских социалистических республик (далее – СССР) и Российской Федерации. Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16–17 лет. Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом: Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание. Способы самостоятельной двигательной деятельности Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и досуговая). Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение. Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых занятий оздоровительной физической культурой, особенности планирования физических нагрузок и содержательного наполнения. Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения измерительных процедур. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения, предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером. Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры». Футбол. Данный модуль реализуется отдельно в виде третьего часа физической культуры и носит название "футбол для всех". Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение штрафных бросков. Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой деятельности. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль «Плавательная подготовка». Спортивные и прикладные упражнения в плавании: брасс на спине, плавание на боку, прыжки в воду вниз ногами. Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. 11 КЛАСС Знания о физической культуре Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации организма в организации и планировании мероприятий здорового образа жизни, характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного человека. Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа жизни. Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и профессиональной деятельности. Определение индивидуального расхода энергии в процессе занятий оздоровительной физической культурой. Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и сохранении здоровья в разных возрастных периодах. Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой. Причины возникновения травм и способы их предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и тепловом ударах. Способы самостоятельной двигательной деятельности Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни. Релаксация как метод восстановления после психического и физического напряжения, характеристика основных методов, приёмов и процедур, правила их проведения (методика Э. Джекобсона, аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»). Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа, их воздействие на организм человека. Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные способы парения. Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная организация самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне», способы определения направленности её тренировочных занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и оценивания. Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования её направленности по тренировочным циклам, правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита, снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры». Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль «Атлетические единоборства». Атлетические единоборства в системе профессионально-ориентированной двигательной деятельности: её цели и задачи, формы организации тренировочных занятий. Основные технические приёмы атлетических единоборств и способы их самостоятельного разучивания (самостраховка, стойки, захваты, броски). Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. Программа вариативного модуля «Базовая физическая подготовка». Общая физическая подготовка. Развитие силовых способностей. Комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений, отягощённых весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и других). Комплексы упражнений на тренажёрных устройствах. Упражнения на гимнастических снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и других). Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия и другие). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска непредельных тяжестей (сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой направленностью (импровизированный баскетбол с набивным мячом и другое). Развитие скоростных способностей. Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег. Бег по разметке с максимальным темпом. Повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой шагов (10–15 м). Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимальной скоростью и собиранием малых предметов, лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному сигналу. Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение теннисного мяча ногами с ускорением по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя прыжки на разную высоту и длину, по разметке, бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью. Технические действия из базовых видов спорта, выполняемые с максимальной скоростью движений. Развитие выносливости. Равномерный бег и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой интенсивности. Повторный бег и передвижение на лыжах в режимах максимальной и субмаксимальной интенсивности. Кроссовый бег и марш-бросок на лыжах. Развитие координации движений. Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами. Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой. Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижную и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Упражнение на точность дифференцирования мышечных усилий. Подвижные и спортивные игры. Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки). Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и обрядовые игры. Технические действия национальных видов спорта. Специальная физическая подготовка. Модуль «Гимнастика» Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей быстрые кувырки (вперёд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления. Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лёжа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного мяча из различных исходных положений, комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения), элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»), приседания на одной ноге «пистолетом» (с опорой на руку для сохранения равновесия). Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и интервального методов. Модуль «Лёгкая атлетика» Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в разных зонах интенсивности. Повторный бег с препятствиями в максимальном темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа». Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Бег в горку с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала модулей «Гимнастика» и «Спортивные игры»). Модуль «Зимние виды спорта» Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной, большой и субмаксимальной интенсивности, с соревновательной скоростью. Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склону с дополнительным отягощением. Скоростной подъём ступающим и скользящим шагом, бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в «транспортировке». Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд через «ворота» и преодоление небольших трамплинов. Модуль «Спортивные игры» Баскетбол. Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180 и 360. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорение с последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе. Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью, с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывноинтервального упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объёмом времени игры. Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперёд и назад). Бег с «тенью» (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения. Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками», изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу, «змейкой»). Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180 и 360. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметке на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Удары по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления движения. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперёд, назад, в приседе, с продвижением вперёд). Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывноинтервального метода. Передвижение на лыжах в режиме большой и умеренной интенсивности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира; осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов); формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре. Раздел «Знания о физической культуре»: характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества; ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных возможностей. Раздел «Организация самостоятельных занятий»: проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности; планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне». Раздел «Физическое совершенствование»: выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании; выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки; демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол); демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне». К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре: Раздел «Знания о физической культуре»: характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой; положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия; выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи. Раздел «Организация самостоятельных занятий»: планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности основных психических процессов; организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после умственных и физических нагрузок; проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне», планировать их содержание и физические нагрузки, исходя из индивидуальных результатов в тестовых испытаниях. Раздел «Физическое совершенствование»: выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании; демонстрировать технику приёмов и защитных действий из атлетических единоборств, выполнять их во взаимодействии с партнёром; демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол); выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Физическая культура как социальное явление 2 0 2 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.2 Физическая культура как средство укрепления здоровья человека 2 0 2 https://resh.edu.ru/subject/9/ 0 5 https://resh.edu.ru/subject/9/ 0 4 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1 11 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 4 Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности 2.1 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга Итого по разделу 5 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность Итого по разделу 4 4 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.1 Легкая атлетика (Модуль легкая атлетика). 12 2.2 Модуль «Спортивные игры». Волейбол 10 1 9 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.3 Гимнастика. (Модуль Гимнастика). 10 2 8 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.4 Зимние виды спорта. (Модуль "зимние виды спорта"). 10 1 9 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.5 Модуль «Спортивные игры». Баскетбол 10 1 9 https://resh.edu.ru/subject/9/ 0 3 https://resh.edu.ru/subject/9/ 6 62 Итого по разделу 52 Раздел 3. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность 3.1 Модуль «Плавательная подготовка» 3 Итого по разделу 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Здоровый образ жизни современного человека 3 0 3 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.2 Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой 4 0 4 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 7 Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности 2.1 Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни 3 0 3 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» 4 0 4 https://resh.edu.ru/subject/9/ 0 5 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 7 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность Итого по разделу 5 5 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.1 Легкая атлетика (модуль легкая атлетика). 14 2 12 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Модуль «Спортивные игры». Волейбол 12 1 11 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.3 Гимнастика. Модуль Гимнастика. 15 2 13 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.4 Зимние виды спорта. (Модуль "зимние виды спорта"). 16 1 15 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.5 Модуль «Спортивные игры». Баскетбол 15 1 14 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1 9 https://resh.edu.ru/subject/9/ 8 93 Итого по разделу 72 Раздел 3. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность 3.1 Модуль «Атлетические единоборства» 10 Итого по разделу 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 101 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего Практические работы Дата изучения 1 Истоки возникновения культуры как социального явления 1 0 1 04.09.2024 2 Культура как способ развития человека 1 0 1 06.09.2024 3 Техника безопасности на занятиях физической культурой. Гигиена занятий ФК. Кроссовая подготовка. 1 0 1 11.09.2024 4 Л/атл.: спринт 100 метров. Старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. 1 0 1 13.09.2024 5 Л/атл.: Бег 400 м. на стадионе. Техника, тактика, СФП. 1 0 1 18.09.2024 6 Л/атл.: метание гранаты. Основы техники. Укрепление мышц плечевого пояса. Специальные упражнения. 1 0 1 20.09.2024 7 Л/атл.: метание гранаты. Специальные упражнения. Выполнение фаз по разделениям. 1 0 1 25.09.2024 8 Л/атл.: прикладные упражнения и полоса препятствий с элементами легкой атлетики. 1 0 1 27.09.2024 9 Техника безопасности на занятиях волейболом. Тактика волейбола. 1 0 1 02.10.2024 10 Волейбол. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. 1 0 1 04.10.2024 11 Волейбол. Техника блокирования. Правила. Укрепление мышц ног. 1 0 1 09.10.2024 12 Волейбол. Техника блокирования. Развитие "прыгучести". 1 0 1 11.10.2024 13 Волейбол. Верхняя прямая подача. Учебная игра. 1 0 1 16.10.2024 14 Волейбол. Верхняя прямая подача. Учебная игра. 1 0 1 18.10.2024 15 Волейбол. Прямой нападающий удар. Учебная игра. 1 0 1 23.10.2024 16 Волейбол. Прямой нападающий удар. Учебная игра. 1 0 1 25.10.2024 17 Волейбол. Повторение изученных элементов. Игра по официальным правилам. 1 0 1 06.11.2024 18 Волейбол. Повторение изученных элементов. Игра по официальным правилам. 1 1 0 08.11.2024 19 Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Самоконтроль при занятиях гимнастикой. Акробатика: перекаты, группировка. Повторение ранее пройденных элементов. 1 0 1 13.11.2024 20 Акробатика: Кувырок назад из стойки на руках. Переворот боком. 1 0 1 15.11.2024 21 Акробатика: Длинный кувырок вперед 1 0 1 20.11.2024 через препятствие высотой 90 см 22 Акробатика: Длинный кувырок вперед через препятствие высотой 90 см. 1 0 1 22.11.2024 23 Акробатика: Стойка на руках - с помощью. Контрольная комбинация из изученных элементов. 1 1 0 27.11.2024 24 Опорный прыжок: через гимнастического коня (М) и гимнастического козла (Д) способом "Ноги врозь". 1 0 1 29.11.2024 25 Опорный прыжок: через гимнастического коня (М) и гимнастического козла (Д) способом "Ноги врозь". 1 0 1 04.12.2024 26 Опорный прыжок: через гимнастического коня (М) и гимнастического козла (Д) способом "Ноги врозь". Контрольное занятие. 1 1 0 06.12.2024 27 Перекладина гимнастическая: из размахиваний в висе - подъем разгибом. Подъем переворотом в упор - силой. 1 0 1 11.12.2024 28 Перекладина гимнастическая: из упора оборот назад. Соскок дугой. Лазание по канату на два счета. 1 0 1 13.12.2024 29 Контроль состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. 1 0 1 18.12.2024 30 Контроль состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. 1 0 1 20.12.2024 31 Основы организации образа жизни современного человека. 1 0 1 25.12.2024 32 Проектирование индивидуальной досуговой деятельности. 1 0 1 27.12.2024 33 Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Гигиена занятий. История лыжного спорта. Эволюция инвентаря. 1 0 1 10.01.2025 34 Скользящий шаг. Одноопорное скольжении. Попеременный двухшажный ход. 1 0 1 15.01.2024 35 Скользящий коньковый шаг. Основы конькового хода. 1 0 1 17.01.2025 36 Скользящий коньковый шаг. Основы конькового хода. 1 0 1 22.01.2025 37 Скользящий коньковый шаг. Основы конькового хода. 1 0 1 24.01.2025 38 Слаломный спуск с пологого склона. Поворот "упором". 1 0 1 29.01.2025 39 Слаломный спуск с пологого склона. Поворот "упором". 1 0 1 31.01.2025 40 Виды конькового хода. Преодоление поворота коньковым ходом. 1 0 1 05.02.2025 41 Выполнение старта в соревнованиях. Техника, тактика. 1 0 1 07.02.2025 42 преодоление лыжной трассы 2-4 км. коньковый ход. 1 1 0 12.02.2025 43 Баскетбол: жесты судей в баскетболе. 1 0 1 14.02.2025 Толкование жестов. 44 Баскетбол: ведение мяча при активном противодействии защитника. 1 0 1 19.02.2025 45 Баскетбол: ведение мяча при активном противодействии защитника. 1 0 1 21.02.2025 46 Баскетбол: бросок в кольцо после ведения и двух шагов. Виды проходов на кольцо. 1 0 1 26.02.2025 47 Баскетбол: бросок в кольцо после ведения и двух шагов. Виды проходов на кольцо. 1 0 1 28.02.2025 48 Баскетбол: проходы на кольцо. Выполнение «реверсов». 1 0 1 04.03.2025 49 Баскетбол: проходы на кольцо. Выполнение «реверсов». 1 0 1 06.03.2025 50 Баскетбол: игра по официальным правилам. Судейство. 1 0 1 11.03.2025 51 Баскетбол: игра по официальным правилам. Судейство. 1 1 0 13.03.2025 52 Баскетбол: Индивидуальные действия в защите: вырывание, выбивание, накрытие броска. Ведение мяча при активном противодействии защитника. 1 0 1 25.03.2025 53 Техника безопасности на занятиях плаванием. Стили плавания. Сходства и различия. Особенности техники. 1 0 1 27.03.2025 54 Кроль на спине. Техника. Подводящие и специальные упражнения. Имитация выполнения. 1 0 1 01.04.2025 55 Кроль на спине. Техника. Подводящие и 1 0 1 03.04.2024 специальные упражнения. Имитация выполнения. 56 Упражнения для профилактики перенапряжения органов зрения и мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером 1 0 1 08.04.2025 57 Упражнения для профилактики нарушения и коррекции осанки 1 0 1 10.04.2025 58 Комплекс упражнений атлетической гимнастки для занятий кондиционной тренировкой 1 0 1 15.04.2025 59 Комплекс упражнений атлетической гимнастки для занятий кондиционной тренировкой 1 0 1 17.04.2025 60 Определение состояния здоровья с помощью функциональных проб 1 0 1 22.04.2025 61 Определение состояния здоровья с помощью функциональных проб 1 0 1 24.04.2025 62 Определение состояния здоровья с помощью функциональных проб 1 0 1 29.04.2025 63 Л/атл.: специальные упражнения прыгуна в длину. Прыжок в длину с разбегу способом «в шаге». 1 0 1 06.05.2025 64 Л/атл. Прыжок в длину с разбегу способом «в шаге». Техника, тактика, правила соревнований. 1 0 1 08.05.2025 65 Л/атл.: прыжок в длину с разбегу способом «в шаге». Выполнение на 1 1 0 13.05.2025 результат. 66 Л/атл.: основы барьерного бега. Бег 110 (100) м. с/б. Специальные упражнения. 1 0 1 15.05.2025 67 Л/атл.: основы барьерного бега. Бег 110 (100) м. с/б. Специальные упражнения. 1 0 1 20.05.2025 68 Л/атл.: кроссовая подготовка. Равномерный бег 11-13 мин. по слабопересеченной местности. 1 0 1 22.05.2025 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 62 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего Практические работы Дата изучения 1 Адаптация организма и здоровье человека 1 0 1 04.09.2024 2 Здоровый образ жизни современного человека 1 0 1 06.09.2024 3 Физическая культура и продолжительность жизни человека. 1 0 1 08.09.2024 4 Л/атл.: Техника безопасности на занятиях физической культурой. Гигиена занятий ФК. Кроссовая подготовка. Равномерный бег 12-16 мин. по пересеченной местности. 1 0 1 11.09.2024 5 Л/атл.:спринт 100 метров. Старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. 1 0 1 13.09.2024 6 Л/атл.:спринт 100 метров. Старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Выполнение на результат. 1 1 0 15.09.2024 7 Л/атл.: метание гранаты. Основы техники. Положение "натянутого лука". 1 0 1 18.09.2024 8 Л/атл.: метание гранаты. Правила соревнований, выполнение на результат. 1 0 1 20.09.2024 9 Л/атл.: основы барьерного бега. Бег 400 м с/б.бег 400 м. с/б. Техника, тактика, 1 0 1 22.09.2024 правила соревнований 10 Л/атл.: полоса препятствий и прикладные упражнения с элементами легкой атлетики. 1 0 1 25.09.2024 11 Волейбол: техника безопасности на занятиях волейболом. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. 1 0 1 27.09.2024 12 Волейбол: сочетание элементов: прием, передача, нападающий удар. 1 0 1 29.09.2024 13 Волейбол: сочетание элементов: прием, передача, нападающий удар. 1 0 1 02.10.2024 14 Волейбол: Техника блокирования. Групповое блокирование. 1 0 1 04.10.2024 15 Волейбол: Техника блокирования. Групповое блокирование. 1 0 1 06.10.2024 16 Волейбол: Техника блокирования. Развитие "прыгучести". 1 0 1 09.10.2024 17 Волейбол: Верхняя прямая подача. Учебная игра. 1 0 1 11.10.2024 18 Волейбол: верхняя прямая подача в определенную зону площадки. Учебная игра. 1 0 1 13.10.2024 19 Волейбол: Прямой нападающий удар. Учебная игра. 1 0 1 16.10.2024 20 Волейбол: повторение изученных элементов. Игра по официальным правилам. 1 0 1 18.10.2024 21 Волейбол: повторение изученных элементов. Игра по официальным правилам. 1 1 0 20.10.2024 22 Волейбол: тактика игры в волейбол. 1 0 1 23.10.2024 23 Оказание первой помощи при вывихах и переломах. 1 0 1 25.10.2024 24 Оказание первой помощи при травмах и ушибах. 1 0 1 27.10.2024 25 Оказание помощи при обморожениях, тепловых и солнечных ударах. 1 0 1 06.11.2024 26 Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и спортом 1 0 1 08.11.2024 27 Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Самоконтроль при занятиях гимнастикой. Акробатика: перекаты, группировка. Повторение ранее пройденных элементов. 1 0 1 10.11.2024 28 Акробатика: Кувырок назад из стойки на голове. 1 0 1 13.11.2024 29 Акробатика: Длинный кувырок вперед через препятствие высотой 1 метр. 1 0 1 15.11.2024 30 Акробатика: переворот боком. Стойка на руках - с помощью. 1 0 1 17.11.2024 31 Акробатика: переворот боком. Стойка на руках - с помощью. 1 0 1 20.11.2024 32 Акробатика: стойка на руках. 1 0 1 22.11.2024 Разучивание комбинации из ранее изученных элементов. 33 Акробатика: контрольная комбинация из ранее изученных элементов. Самостоятельное выполнение. 1 1 0 24.11.2024 34 Опорный прыжок: через коня способом « ноги врозь» - конь в длину высота 120 см. (юноши). Через козла гимнастического способом «ноги врозь» козел в длину высота 110 см. (девушки). 1 0 1 27.11.2024 35 Опорный прыжок: через коня способом « ноги врозь» - конь в длину высота 120 см. (юноши). Через козла гимнастического способом «ноги врозь» козел в длину высота 110 см. (девушки). 1 0 1 29.11.2024 36 Опорный прыжок: через коня способом « ноги врозь» - конь в длину высота 120 см. (юноши). Через козла гимнастического способом «ноги врозь» козел в длину высота 110 см. (девушки). 1 0 1 01.12.2024 37 Опорный прыжок: контрольное занятие. 1 1 0 04.12.2024 38 Выполнение ранее изученных элементов на гимнастической перекладике. 1 0 1 06.12.2024 39 Выполнение ранее изученных элементов на гимнастическом бревне. 1 0 1 08.12.2024 40 Лазания по канату на два счета. 1 0 1 11.12.2024 41 Прикладные упражнения и полоса препятствий с элементами акробатики и 1 0 1 13.12.2024 гимнастики. 42 Атлетические единоборства: техника безопасности на занятиях. Страховка и самостраховка. Группировка. Борцовский кувырок. 1 1 0 15.12.2024 43 Атлетические единоборства: стойки и передвижения. Техника захватов. 1 0 1 18.12.2024 44 Атлетические единоборства: игра «хвостики» в парах и в тройках. 1 0 1 20.12.2024 45 Атлетические единоборства: игра «вытяни из круга» в парах игра «петушиные бои» в приседе. 1 0 1 22.12.2024 46 Атлетические единоборства: игры «наступи на ногу», «дотронуться до колена». 1 0 1 25.12.2024 47 Атлетические единоборства: игры «пробегайка 1 на 1», «Спина к спине». 1 0 1 27.12.2024 48 Атлетические единоборства: виды единоборств их отличия и особенности. 1 0 1 29.12.2024 49 Атлетические единоборства: техника удержаний в единоборствах. 1 0 1 10.01.2025 50 Атлетические единоборства: техника захватов в единоборствах. 1 0 1 12.01.2025 51 Атлетические единоборства: техника подножек в единоборствах. 1 0 1 15.01.2025 52 Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Гигиена занятий. Уход за лыжами в летний период. 1 0 1 17.01.2025 Хранение лыж. 53 Скользящий коньковый шаг. Одновременный одношажный коньковый ход. 1 0 1 19.01.2025 54 Коньковый ход. Скользящий коньковый шаг. 1 0 1 22.01.2025 55 Коньковый ход. Скользящий коньковый шаг. 1 0 1 24.01.2025 56 Коньковый ход. Скользящий коньковый шаг. 1 0 1 26.01.2025 57 Одновременный одношажный коньковый ход. 1 0 1 29.01.2025 58 Виды конькового хода. Преодоление поворота коньковым ходом. 1 0 1 31.01.2025 59 Въезд в гору коньковым ходом. Строевые упражнения. 1 0 1 02.02.2025 60 Въезд в гору коньковым ходом. Слаломный спуск и торможение "упором". 1 0 1 05.02.2025 61 Слаломный спуск с пологого склона и торможение "упором". 1 0 1 07.02.2025 62 Слаломный спуск с пологого склона и торможение "упором". 1 0 1 09.02.2025 63 Слаломный спуск с пологого склона и торможение "упором". 1 0 1 12.02.2025 64 Слаломный спуск с пологого склона и торможение "упором". 1 0 1 14.02.2025 65 Коньковый ход. преодоление дистанции 1 0 1 16.02.2025 3-3,5 км. коньковым ходом. 66 Коньковый ход. преодоление дистанции 3-3,5 км. коньковым ходом. 1 1 0 19.02.2025 67 Прикладные упражнения с лыжами и на лыжах. Преодоление препятствий. 1 0 1 21.02.2025 68 Оздоровительные мероприятия и процедуры в режиме учебного дня и недели 1 0 1 26.02.2025 69 Релаксация в системной организации мероприятий здорового образа жизни. 1 0 1 28.02.2025 70 Синхрогимнастика «Ключ». 1 0 1 01.03.2025 71 Техника безопасности на занятиях баскетболом. Заполнение протокола соревнований по баскетболу. Игры и эстафеты с элементами баскетбола. 1 0 1 04.03.2025 72 Баскетбол: быстрый прорыв в тройках со сменой мест. 1 0 1 06.03.2025 73 Баскетбол: быстрый прорыв в тройках со сменой мест. 1 0 1 11.03.2025 74 Баскетбол: быстрый прорыв в тройках со сменой мест. 1 0 1 13.03.2025 75 Баскетбол: быстрый прорыв в тройках со сменой мест. 1 0 1 15.03.2025 76 Баскетбол: нападение против различных видов зонной защиты. 1 0 1 25.03.202 77 Баскетбол: Прием и передача мяча различными способами в движении. Скрытые передачи. 1 0 1 27.03.2024 78 Баскетбол: Прием и передача мяча различными способами в движении. Скрытые передачи. 1 0 1 29.03.2024 79 Баскетбол: Бросок мяча на два счета в прыжке. Учебная игра по официальным правилам. 1 0 1 01.04.2024 80 Баскетбол: комбинация: ведение, обводка, передача, прием, бросок после двух шагов. 1 0 1 03.04.2024 81 Баскетбол: комбинация: ведение, обводка, передача, прием, бросок после двух шагов. 1 0 1 05.04.2024 82 Баскетбол: Контрольная комбинация из изученных элементов. Игра по официальным правилам. 1 1 0 08.04.2024 83 Баскетбол: Зонная защита. Виды зонной защиты. 1 0 1 10.04.2024 84 Баскетбол: Учебная игра по официальным правилам. Судейство. Протокол. 1 0 1 12.04.2024 85 Баскетбол: Учебная игра по официальным правилам. Судейство. Протокол. 1 0 1 15.04.2024 86 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 1 0 1 17.04.2024 87 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований 1 0 1 19.04.2024 комплекса ГТО. 88 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 1 0 1 22.04.2024 89 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 1 0 1 24.04.2024 90 Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний. 1 0 1 26.04.2024 91 Упражнения для снижения массы тела и для профилактики целлюлита. 1 0 1 29.04.2024 92 Развитие силовых способностей посредством занятий силовой гимнастикой. 1 0 1 03.05.2024 93 Комплекс упражнений на повышение подвижности суставов и эластичности мышц (стретчинг). 1 0 1 06.05.2024 94 Массаж как форма оздоровительной физической культуры. 1 0 1 08.05.2024 95 Легкая атлетика: Техника безопасности на занятиях л/атл. Гигиена одежда и обуви для занятий легкой атлетикой в различных погодных условиях. 1 0 1 10.05.2024 96 Л/атл.: Спринт 100 метров. Старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. 1 0 1 13.05.2024 97 Л/атл.: Спринт 100 метров. Старт, стартовый разгон, бег по дистанции, 1 0 1 15.05.2024 финиширование. 98 Л/атл.: Укрепление мышц плечевого пояса. Специальные упражнения метателя. 1 0 1 17.05.2024 99 Л/атл.: Метание гранаты. Техника, тактика. 1 0 1 20.05.2024 100 Л/атл.: Метание гранаты. Техника, тактика. 1 1 0 22.05.2024 101 Л/атл.: Кроссовая подготовка. Развитие общей выносливости. Специальные беговые упражнения. 1 0 1 24.05.2024 101 8 93 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Физическая культура, 10-11 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Физическая культура, 10-11 классы/ Погадаев Г.И., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http://www.fizkulturavshkole.ru/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/9/ https://www.gto.ru/