МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Администрация Воскресенского муниципального района МОУ Галибихинская СШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы Борисова И.Н. __________________ Овчинников К.А. _________________ приказ №164(а) приказ №164(а) от «28» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Волшебная бумага» для обучающихся 1-4 классов Срок реализации: 2 года Направление: художественное творчество Вид деятельности: конструирование из бумаги д. Галибиха 2024 «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… Важно только, чтобы за призывами следовал труд» Б.Н.Сухомлинский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа "Волшебная бумага" вводит учащихся в удивительный мир творчества. Бумага - привычный и необходимый материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна - эти качества переопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых, и детей. С помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления, использование минимума средств, при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей. Учащиеся постигают универсальный характер бумаги, открывая ее качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи программы Обучающие: – закреплять и расширять знания, полученные на уроках труда, изобразительного искусства, математики, природоведения, чтения и т.д., и способствовать их систематизации; – знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; – продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; – совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов; – приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Воспитательные: – осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; – воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; – добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Развивающие: – пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; – развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; – формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности; – развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; – развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам прикладного искусства, связанным с использованием бумаги: аппликация, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, бумагокручение, бумагопластика. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. 1 этап (1 год обучения) - знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с циркулем и ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами. 2 этап (2 год обучения) - повторение и закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания. Его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами. Место внеурочной деятельности в учебном плане Программа «Волшебная бумага» реализуется в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 часа в неделю, всего 34 часа в год. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1года обучения Виды занятий Количество часов Теория Тренировочные упражнения Практические занятия Коллективная работа Резерв ИТОГО 5 10 14 4 1 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2года обучения Виды занятий Теория Тренировочные упражнения Практические занятия Коллективная работа Резерв ИТОГО Количество часов 5 9 15 4 1 34 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ РАБОТА С БУМАГОЙ Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага и картон; об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); о способах технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание – гофрирование; сквозное вырезание из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скручивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами; об обозначениях (скручивание, гофрирование, прокалывание); о работе по технологической карте – чтение обозначений. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности); размётка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приёмов оригами; складывание; художественного вырезания; аппликации; организация рабочего места; работа по технологической карте. Организация выставки творческих работ, коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта в процессе изготовления изделий из бумаги: Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции, включающие детали в технике гофрирования, плавающие конструкции в технике оригами; объёмное конструирование на основе цилиндра; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: санки с деталями со сквозным узором; моделирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: ветряки с вращающимися лопастями; декоративные композиции: в технике художественной вырезки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей). ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены следующие методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам); репродуктивных (работа по образцам); частично-поисковых (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, эскизы, проекты); исследовательские (исследование свойств бумаги, картона, красок, а так же других материалов для работы в объёме). В учебно-воспитательный процесс, включены нетрадиционные формы проведения занятий: а) экскурсия в виртуальный музей; б) урок-игра «Город мастеров» и т.д.; в) урок-сказка; г) урок-эксперимент и т.д. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные результаты: Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные результаты: Обучающийся научится: - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - устанавливать аналогии; Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1 года обучения В результате занятий в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование); научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративноприкладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. 2 года обучения В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения; продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством; научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов; научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория Ознакомление обучающихся с режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены. Практика Тесты на выявление неординарности мышления детей. Формы занятий: урок-экскурсия. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Формы занятий: тренировочные упражнения Основные приемы работы с бумагой Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Плоскостные композиции из бумаги Примерные темы: 1.Аппликация. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации 2. Художественное вырезание. 3. Мозаика из бумаги. Оригами История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.). Демонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах. Примерный перечень тем: Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием «Базовые формы (б\ф)» Б\ф «треугольник» Б\ф «воздушный змей» Б\ф «дверь» Б\ф «блинчик» Б\ф «двойной треугольник» Объёмное конструирование Теория Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения). Практика Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез). Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед). Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены. Примерный перечень тем: 1. Вводное занятие: знакомство с инструментами для обработки бумаги. Правила организации рабочего места. 2. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и др. способами 3. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (конус). 4. Разметка заготовки с помощью шаблона. 5. Закрепление умений обработки бумаги. Итоговое занятие: школьная выставка Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина. Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения. Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий. «Бумажные кружева» Теория История техники «Бумажные кружева», ее особенности. Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева». Безопасность труда. Практика: Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений. Примерный перечень тем Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места. конструкции. Формы занятий: виртуальная экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина. Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения. Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: - однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; - постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; - тематические - по итогом изучения разделов, тем; - итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Заключительное занятие Итоговое занятие: оформление выставки работ Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Календарно-тематическое планирование учебного материала 1 год обучения № Название разделов и тем п\п 1. Вводное занятие. Дата По плану теор. практ. 1 0 2. Инструктаж по технике безопасности 0 1 3. Из истории бумаги. 1 0 4. Виды и свойства бумаги 0 1 5. Основные приемы работы с бумагой 0 1 6. Приёмы работы с бумагой 0 1 7. Плоскостные композиции из бумаги 0 1 Аппликация 8. Аппликация из ладошек 0 1 9. Аппликация из ладошек 0 1 10. Художественное вырезание 0 1 11. Художественное вырезание 0 1 12. Мозаика из бумаги 0 1 13. Мозаика из бумаги 0 1 Бумажные кружева 14. Простые узоры и орнамент 0 1 Вырезные украшения 0 1 0 1 1 0 15. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов Оригами 17. Оригами 16. 18. Оригами 0 1 19. Оригами 0 1 20. Оригами 0 1 21. Оригами 0 1 0 1 Объемное конструирование 22. Поделки из полоски бумаги По факту 23. Поделки из полоски бумаги 0 1 24. Объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) Объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) Объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) Творческая работа 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 30. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов Коллективная работа 0 1 31. Коллективная работа 0 1 32. Оформление выставки. 0 1 33. Экскурсия. 0 1 34. Резерв 0 1 25. 26. 27. 28. 29. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения При работе с бумагой, обучающиеся 2 – года обучения, познакомятся со следующими техниками: Обрывная аппликация - составление картин из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи. Складывание гармошкой. Айрис-фолдинг. Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Торцевание. Аппликативная мозаика, создаваемая из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или простых столовых салфеток. Квиллинг. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Календарно-тематическое планирование учебного материала 2 года обучения №п\п Название разделов и тем Раздел I. Введение в прикладное искусство. Вводное занятие. Ознакомление. 1. Дата По плану теор. практ. 1 0 2. Инструменты и материалы. 1 0 3. Правила техники безопасности. 0 1 4. Как родилась бумага. 1 0 5. Виды бумаги. 0 1 6. Волшебные свойства бумаги 1 1 7. Азбука бумагопластики. 1 0 8. Основы композиции. 0 1 Раздел II. Мир аппликации. Аппликация из геометрических фигур. 9. 1 0 10. Аппликация из геометрических фигур. 0 1 11. Аппликация из геометрических фигур. 0 1 12. 1 0 13. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Айрис-фолдинг. Приёмы работы 0 1 14. Коллективная работа 0 1 15. Коллективная работа 0 1 16. 1 0 17. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Аппликация обрывная. Приемы работ. 0 1 18. Аппликация обрывная. 0 1 19. Аппликация обрывная. 0 1 20. Аппликация обрывная. 0 1 21. Миниатюры на свободную тему 0 1 22. Миниатюры на свободную тему 0 1 По факту Раздел III. Торцевание Торцевание. Просмотр работ в этой технике. 23. 1 0 24. Торцевание. Приемы работы. 0 1 25. Торцевание. 0 1 1 0 0 1 Раздел IV. Квилинг Волшебные свойства бумаги. История 26. возникновения технологии бумагокручения квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга. 27. 28. Основные правила работы. 0 1 29. Конструирование из основных форм квиллинга. 0 1 30. 0 1 0 1 0 1 33. Основные формы “круг”, “овал”, “капля”, “долька”. Основные формы “треугольник”, “квадрат”, “прямоугольник”. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Коллективная работа 0 1 34. Резерв 0 1 31. 32. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации образовательной программы «Волшебная бумага» используется дидактическое обеспечение: наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные обучающимися; слайды, видео-аудио пособия; иллюстрации изделий мастеров; схемы изготовления изделий, технологические карты; индивидуальные карточки. Дополнительно: для учителя: Оборудование для демонстраций презентаций (компьютер, проектор). Интернет. Раздаточный материал (шаблоны). Демонстрационный материал (цветной картон, цветная бумага) для ученика: ножницы, карандаш простой, клей ПВА, цветной и гофро-картон, цветная бумага, линейка, циркуль печатные издания: 1. И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах, 2. И.Л.Гусарова «Аппликации в детском саду. М.,2007г. 3. М.А.Гусакова «Аппликации» М.,2010 4. Майорова И.Г. «Трудовое обучение в начальных классах ». М. Просвещение 2011г. 5. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 2012г. 6. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 2008 г. 7. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000 8. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 2010г. 9. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 2011г., 10. Аппликации из разных материалов. 11. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».) 12. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998. 13. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002. 14. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999. 15. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001. 16. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000. 17. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 18. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992. 19. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997. 20.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с. 21.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с. 22. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. 23. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002. 24. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004. 25. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001. 26. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001. 27. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. 28. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. 29. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). Список литературы, рекомендуемой для детей 1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, —М.: Рольф Аким, 1999. 2. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».) 3. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987. 4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002. 6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004. 7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001. 8. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). 9.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с. ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 1 год обучения Рабочее место, материал, инструмент. Композиция, план. Полотна, ножницы, шаблон, угольник. Плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр. Разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание. Аппликация, складывание, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона. 2 год обучения Последовательность работы: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги по цвету по качеству, наложение фона на основу, изготовление объёмных деталей (конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку. Шкала, линейка, длина, ширина, овал, высота. Сектор, дуга, развертка, чертеж, размер, линия. Схема, таблица.