МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Администрация Воскресенского муниципального района МОУ Галибихинская СШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора поУВР Директор школы Борисова И.Н. __________________ Овчинников К.А. _________________ приказ №164(а) приказ №164(а) от «28» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моделирование из глины» для обучающихся 5-7 классов д. Галибиха 2024 Пояснительная записка Внеурочная деятельность «Моделирование из глины» направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование интереса к искусству и практических навыков работы с глиной, а также на развитие мелкой моторики и координации движений. Программа включает в себя занятия по лепке из глины, созданию объемных и декоративных изделий, изучение основных приемов работы с материалом, а также изучение основ композиции и цветоведения. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология. В процессе обучения используются такие педагогические технологии, как: игровая, здоровьесберегающая, мультимедийная, проектная. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький глиняный мир, но не настоящий. Кроме того, лепка – это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек глины и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папьемаше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Общая характеристика программы Программа рассчитана на детей 5-7 классов и направлена на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год. Объём программы Программа рассчитана на 34 часа. Режим занятий Количество часов в неделю - 1 час. Периодичность - 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час. Форма проведения занятий: групповая. Наполняемость в группе - 15 человек на начало года, 10-12 человек на конец года, посещение обусловлено усложнением программы. Цели программы: Формирование навыков работы с глиной. Развитие творческих способностей учащихся. Воспитание эстетического вкуса и культуры труда. Задачи программы: Ознакомление учащихся с различными техниками лепки из глины. Создание объемных и декоративных изделий. Изучение основ композиции и цветовых решений. Воспитание аккуратности и ответственности при работе с материалами. Развитие мелкой моторики рук, глазомера и творческого мышления. Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов: * Содержательные задачи решаются методом освоения материала “от простого к сложному” в соответствии с возрастными возможностями детей. * Учебный курс опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками создавать настоящие картины. В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература. * Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений; *Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников; * Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами. Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал. Методы работы можно объединить по следующим признакам: словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый чаще всего на занятиях по закреплению или при выполнении творческих работ). наглядные – демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем, таблиц. практические – различные упражнения в приобретении умений, показ последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания. Новизна программы – объясняется знакомством детей с лепкой не только из всем знакомой глины, но и создание образов животных и растений из соленого теста, пластилина, «плавающего» пластилина. В учебно-тематический план включены помимо традиционных занятий, занятия диагностического характера. Планируемые результаты внеурочной деятельности В процессе обучения дети научатся работать с различными инструментами и материалами, а также получат знания о свойствах глины и ее применении в различных сферах. Познавательные: Умение анализировать и сравнивать различные материалы и инструменты для работы с глиной; Умение работать с информацией, представленной в различных формах (тексты, рисунки, схемы и т. д.). Регулятивные: Умение планировать свою работу и достигать поставленных целей; Умение оценивать результаты своей работы и корректировать ее при необходимости. Коммуникативные: Умение общаться с другими учащимися и учителем в процессе работы; Умение аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнение других. Личностные: Развитие творческого мышления и фантазии; Развитие эстетического вкуса; Воспитание трудолюбия и ответственности при выполнении работы; Предметные результаты: Умение работать с глиной и другими материалами для лепки; Знание основных техник лепки из глины; Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; Умение создавать объемные и декоративные изделия; Решение творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления и декорирования модели; Соблюдать правила безопасной работы при работе с глиной. Содержание программы 1. Введение в моделирование из глины (1 час) * Знакомство с основными понятиями и терминами *Общие требования техники безопасности на занятиях лепки из глины 2. Основы работы с глиной (4 часа) * Изучение свойств глины и ее применение * Работа с инструментами и материалами * Изучение основных техник работы с глиной * Основы цветоведения. Краски. 3. Способы лепки из глины (10 часов) * Создание простых моделей из глины 4. Традиционные народные промыслы (10 часов) * Изучение более сложных техник работы с глиной * Создание моделей по заданному образцу * Работа в группах и парах 5. Творчество и фантазия. Современные направления(8 часов) * Оформление и декорирование моделей * Использование других материалов для декорирования моделей * Создание индивидуальных проектов 6. Подведение итогов (1 час) * Подготовка отчётной выставки Тематическое планирование Раздел 1. Введение в моделирование из глины (1 час) Тема 1.1 Введение в мир моделирования из глины (0,5 ч) Беседа «Глина и художественная керамика». Общие требования техники безопасности на занятиях лепки из глины: ТБ перед началом работы; ТБ во время работы; ТБ при работе с глиной; ТБ при работе с жидкими веществами (лаками, красками, растворителями, клеем). Организация рабочего места. Практическая работа(0,5ч). Подготовка глины к работе. Знакомство с образцами изделий из глины, рассказ о народных умельцах. Раздел 2. Основы работы с глиной(4 ч) Тема 2.1Основы глиняного творчества (1 ч) (Приложение 1) Тема 2.2 Свойства глины. Виды глины. (0,5 ч) Материаловедение: оборудование, материалы и инструменты. Практическая работа(0,5ч). Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Тема 2.3 Подготовка глины к работе. Положение рук. Работа пальцев. (0,5 ч) Практическая работа(0,5ч). Выполнение упражнений приёмов лепки из глины. Скатывание шариков (Бусинка). Раскатывание столбиков. Сплющивание, расплющивание. Прищипывание. Вытягивание. Вдавливание. Приплющивание. Выполнение элементов: «шар», «конус», «жгут», «валик». Тема 2.4 Основы цветоведения. Краски. (0,5ч). Практическая работа(0,5ч). Зарисовка цветового круга. Знакомство с красками. Раздел 3. Способы лепки из глины (10 ч) (Приложение 2) Тема 3.1. Лепка плоскостных изделий (2 ч) Особенности лепки плоских фигурок: ёлочка, сердечко, звёздочка, деревце, луна, котик и др. Украшение - медальон. Пуговица. Оттески растений. Способы сушки. Особенности росписи. Практическая работа. Изготовление плоских фигурок. Сушка. Обжиг. Роспись изделий. Тема 3.2. Конструктивный способ лепки из глины (2 ч) Изготовление изделия из отдельных частей. Последовательность выполнения изделия. Соединение деталей. Заяц. Мишка. Лошадка. Особенности росписи. Практическая работа. Изготовление изделия. Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 3.3. Пластический (скульптурный) способ лепки (2 ч) Особенности лепки из целого куска глины. Изделие современного творчества. Подсвечник. Котик. Подсвечник. Лепка конусов. Колокольчик. Последовательность изготовления изделия. Особенности росписи. Практическая работа. Изготовление изделия. Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 3.4. Комбинированный способ лепки (2 ч) Создание композиционной работы. Объединение целого куска и отдельных его частей. Способы соединения. Кот. Лошадь. Жираф. Особенности росписи. Практическая работа. Изготовление изделия. Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 3.5. Рельефный способ лепки (2 ч) Варианты создания изделий рельефным способом лепки: путём нанесения рисунка; путём наложения формы на основу; путём выбирания глины. Знакомство с пластовой техникой и декорированием в технике оттиска. Лепка декоративное панно из глины. Особенности росписи. Практическая работа. Изготовление изделия. Сушка. Обжиг. Роспись. Раздел 4. Традиционные народные промыслы (10 ч) Тема 4.1. Каргопольская игрушка (2 ч) Историческая справка об игрушке. Знаменитая мастерица У.И. Бабкина. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент. Особенности и элементы геометрического орнамента. Гуашевые краски. Особенности росписи. Практическое занятие: Лепка изделия: «Барыня», «Палкан». Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 4.2. Тверская глиняная игрушка (2 ч) Тверская глиняная игрушка, её история возникновения и развития. Основные образы. Местные особенности техники изготовления и росписи игрушки. Отличительные особенности тверской игрушки: чешуйки, оборки. Рельефные способы украшения. Технология изготовления свистульки. Сочетания цветов. Акриловые краски. Особенности росписи. Практическая работа. Лепка изделия: «птички», «уточки», «совы», «петушка», «козлик», «свинка». Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 4.3. Абашевская игрушка (2 ч) История возникновения и развития промысла традиционной Абашевской глиняной игрушки. Мастера традиционного промысла. Особенности абашевской игрушки и её образы. Технология изготовления игрушки. Роспись: колорит красок, акриловые краски синего, черного, красного цвета и цвета металлик (бронза, золото и др.). Практическая работа. Изготовление изделия: «козёл», «барышня», «кошка», «петух». Сушка. Обжиг. Роспись. Тема 4.4. Филимоновская игрушка (2 ч) История филимоновского промысла. Образы и сюжеты. Выявление характерных особенностей формы филимоновских игрушек, образов и композиций. Технология изготовления игрушки. Особенности росписи. Геметрические орнаменты: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, веточки, звездчатые розетки. Анилиновые краски. Цветовая гамма (малиновый, зеленый, желтый, белый, синий, фиолетовый цвета). Практическая работа. Лепка изделия: «колокольчик», «черепаха», «кот», «конь», «коровы». Сушка. Обжиг. Грунтовка. Роспись. Тема 4.5. Дымковская игрушка (2 ч) Историческая справка о промысле дымковской игрушки. Мастера глиняной игрушки. Характерные особенности формы, образов и композиций дымковских игрушек. Конструктивный и комбинированный способ лепки. Характерные особенности росписи игрушки: геометрический орнамент (широкие и тонкие полосы, волнистые линии, круги, горошины, овалы). Особенности колорита. Контрастные сочетания цветов, роспись темперой, украшение сусальным золотом. Практическая работа. Подбор инструментов и приспособлений для работы. Изготовление изделия: «коник», «петух», «индюк», «барышня» и др. Сушка. Обжиг. Роспись. Раздел 5. Творчество и фантазия. Современные направления (8 ч) Тема 5.1. Пустотелые изделия. Игрушки- копилки (2 ч) Способы и приёмы лепки пустотелых изделий. Изготовление пустотелого шара. Росписть изделия. Практическая работа. Создание образа. Лепка изделий: «кот», «сова», «коза», «лягушка», «смешариков» и др. Сушка. Обжиг. Роспись готовых изделий. Тема 5.2. Лепка посуды (2 ч) Спиральный и ленточный способы изготовления посуды. Изготовление посуды из цельного куска. Форма посуды. Декорирование изделия. Роспись. Практическая работа. Выбор модели изделия её формы: «чашка», «кружка», «тарелка» и др. Изготовление посуды. Сушка. Обжиг. Роспись изделия. Тема 5.3 Творческая мастерская (4 ч) Изготовление изделия из глины по замыслу для выставок, конкурсов, праздников. Разработка модели и композиции изделия из глины. Технология изготовления изделия из глины. Способы и приёмы лепки. Декоративные элементы. Элементы росписи. Практическая работа. Изготовление изделия из глины по замыслу. Сушка. Обжиг. Роспись. Раздел 6. Подведение итогов (1 ч) Тема 6.1 Итоговый контроль Подготовка отчётной выставки Календарно-тематическое планирование № Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Дата Методические материалы Организация и проведение образовательного процесса строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе освоения программы учитывается темп развития специальных умений и навыков у детей, уровень самостоятельности. Занятия строятся с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В процессе занятий дети получают знания о свойствах и разновидностях глин, сведения о глине, как о художественном материале, названия и назначения инструментов и приспособлений (стека, доска, блюдце для воды, тряпочки, печатки для декорирования работ) и способов их применения. Осваивают различные приёмы (скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание или расплющивание, прищипывание или вытягивание отдельных частей из целого куска, вдавливание, приплющивание) (см. Приложение 2) и способы работы с глиной (пластический, комбинированный, рельефный, конструктивный, техника отщипывания, спиральная техника (из жгутов), ленточный способ, формование) (см. Приложение 2). Получая новую информацию, осваивают приёмы лепки из глины, отрабатывают умения работать пальцами при создании поделки. Лепка в основном по образцу. Обучающиеся, на этом этапе перенимают опыт, приобретают начальные умения. Теоретический материал подаётся в процессе практических занятий. Обучающиеся знакомятся с народной глиняной игрушкой (каргопольской, тверской, абашевской, филимоновской, дымковской), её особенностями и способами изготовления. На занятиях осваиваются различные виды лепки: лепка с натуры; лепка по памяти и лепка по представлению. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи. В процессе лепки с натуры, обучающиеся учатся видеть предметы, выделять основную форму, строение, пропорции. Лепка по памяти и представлению, даёт детям, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного и прочитанного, создавать образ. По содержанию лепка из глины бывает: предметная, сюжетная, декоративная. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом). В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла. Занятия в учебной группе содержат теоретическую и практическую части. Основой занятия является объяснение и показ технологических приемов, эскизная работа (просмотр наглядного материла с последующими зарисовками своей работы), работа в материале (лепка), подведение итогов работы (выставка изготовленных поделок). Формы занятий Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Групповая форма. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке. Методы обучения На занятиях используются: Наглядные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (демонстрация наглядных пособий, фото- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций, книг и альбомов по теме); Практические методы: - упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие); - моделирование (создание моделей и их использование для формирования знаний); - элементарный опыт (выявление скрытых форм объекта); - игровые обучающие ситуации (проблемно-поисковые ситуации); - дидактическая игра (усвоение новых знаний и умений, совершенствование и закрепление знаний); - создание ситуации «успеха»). Словесные методы: - рассказ; - беседа; - объяснение; - опрос анализ и оценка хода выполнения деятельности - его результата; - совет; - напоминание. Наиболее эффективной педагогической технологией в обучении и воспитании детей младшего и среднего возраста является игровой метод. Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идет лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе. По уровню деятельности обучающихся используются такие методы как: Метод Объяснительно-иллюстративные Репродуктивные Частично-поисковые (метод проектов, метод проблемного обучения) Форма деятельности - объяснение нового материала, - показ и наблюдение образцов изделий, - обследование предметов, - рассматривание картин и иллюстраций, - просмотр мультимедийных презентаций - овладение учащимися техническими навыками и приемами, - закрепление полученных знаний и умений в ходе выполнения практической работы по образцу, - проведение опроса - закрепление приобретенных умений, - применение знаний и умений в нестандартной ситуации, - обобщение и творческое переосмысление знаний, - выполнение самостоятельной творческой работы, - обсуждение конкурсных работ, - разработка и реализация творческого проекта; Список литературы Интернет сайты: 1. Абашевская игрушка: http://roshkova.ru/abashevskaya-igrushka 2. Абашевская игрушка: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=35 3. Глиняные игрушки народов России: https://igrushkovo.ru/dizajn-glinjanyh-igrushek/ 4. Каргопольская игрушка: http://roshkova.ru/kargopolskaya-igrushka 5. Каргопольская игрушка: https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskayaigrushka 6.Каргопольская игрушка, презентация: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2019/08/06/kargopolskaya-igrushka 7. Каргопольская и дымковская игрушка: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fschci.ru%2Fdymkovskaya_igrushka.html 8.Тверская игрушка: http://gimn6.ru/hpages/68/g_ti214.htm 9. Дымковская игрушка: http://kidsmoy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/istorija_dymkovskoj_igrushki/19-1-0-93 10. Филимоновская игрушка: http://www.filimonovo-museum.ru 11. Филимоновская игрушка: https://www.culture.ru/materials/254549/istoriyafilimonovskoi-igrushki для педагога 1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие. - М.: Изд-во Агар, 1998. – 47с. 2. Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. - М.: 1977. - 190с.: ил. 3. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Изд-во «Искусство», 1975. 148с.: ил. 4. Глоголев О. Лепим из глины. - М.: Профиздат, 2009. - 96с. 5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. - 159c.: ил. 6. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 144с.: ил. - (Золотая библиотека увлечений). 7. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1986. 248с.: ил. 8. Федотов Г. Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: АСТПресс, 1999. – 144с. для обучающихся: 1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Изд-во «Искусство», 1975. 148с.: ил. 2. Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 2012. – 16с. 3. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Художественный альбом искусства края. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1984. - 218с. 4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1986. 248с.: ил. 5. Дорожин Ю., Носова Т. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - 2010.- 16с. 6. Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - 2008.- 16с. 7. Котова И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Издво «Паритет». - 2003. - 240с. 8. Лобанова В. Лепим народную игрушку: Рабочая тетрадь. - Изд-во «МозаикаСинтез», 2010. - 20с. 9. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с. 10. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 149с. 11. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М.А. Некрасовой. Вып.1. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304с. 12. Народные художественные промыслы России: Альбом / Сост. П.И. Уткин. - М.: Сов. Россия, 1984. - 231с.: ил. Приложение 1 Терминологический словарь Абашевская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Ангоб (фр. engobe - обмазка) - тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига. Основная функция ангоба - маскировка грубой фактуры или нежелательного цвета черепка (необожжёной глины). Помимо сплошного или частичного покрытия изделий используют роспись цветными ангобами, технику сграффито и другие приёмы. Ангоб - это глина, разведенная до консистенции сметаны, применяется для декорирования керамических изделий. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ - подобрать природные глины, которые после обжига скрашиваются в разные цвета. Второй - окрасить белую глину в нужный цвет солями металлов. Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов. Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. Из истории гончарного искусства известно, что; ангобы стали применяться раньше, чем глазурь. Их использовали еще в Древней Греции, в Египте и Риме, а в XVIII веке - в Англии. Позднее эта техника распространилась по всей Европе. Ангобы используются в объемной технике. Это - цветная глина, разведенная до консистенций сметаны, позволяющая устранять дефекты при изготовлении керамики. Ангобы - основа для различной техники: рисунка, панно и декоративных украшений. Глина и оксиды металлов до сегодняшнего дня находят применение в различных культурах. Об атом говорят прекрасные кустарные изделия. Чаще всего это простые предметы из каменной глины, отполированные тонким инструментом, а также из кожетвердой глины. Глазурь - стеклистое покрытие, которое придают предметам, главным образом керамике, посыпая их стеклянным порошком с последующим обжигом при температуре, когда стекло начинает плавиться. Эта операция улучшает внешний вид изделия и делает его поверхность водонепроницаемой. Глазурью называют также исходный глазурный шликер. Материалами для глазури служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др. Глина - это слово очень древнее. Настолько древнее, что уже никто не сможет сказать откуда оно пришло, и кто его произнес первым. Осадочная порода, содержащая в основном гидроалюмосиликаты, а также силикаты и оксиды в виде кварцевого песка, полевых шпатов и т.д. При затворении водой образует пластичную массу. Среди керамистов-художников принято называть глиной любой исходный пластичный материал. Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве - легкоплавкие красножгущиеся глины. Гончар - мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику. Гончарные изделия - изделия, изготовленные из местных окрашенных глинистых материалов, обычно неглазурованные, пористые. Кроме того, так называют изделия, выполненные на гончарном круге. Гончарный круг - машина для формования методом раскатки изделий, имеющих форму тел вращения. Круг, вращающийся в горизонтальной плоскости, облегчает гончару формовку глины для сосудов. Реальные образцы не сохранились, поэтому невозможно определить разновидности. Гончарный круг - толчковый, с ножным приводом, с приводом от двигателя и т.д. Признаки использования Г.к. обычно заметны на самой керамике. Вид поворотного столика, известный как "вертушка" (tournette), или медленный круг, первоначально использовался для улучшения лепной керамики, особенно венчиков. В урукской фазе Месопотамии, 3400 г. до н.э.уже использовался быстрый круг. Он постепенно распространился дальше, достиг Европы с минойцами (2400 г. до н.э.) и Британии с белгами (1 в. до н.э.). Наличие Г.к. позволяет предположить существование высокоорганизованного керамического производства, в котором часто использовался прогрессивный тип горна. Гребенчатый орнамент - распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые. Дымковская игрушка - это уникальная глиняная игрушка разных форм, раскрашенная яркими красками и не имеющая аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки (сейчас это город Киров) возле города Хлынова-Вятки. Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят её мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрических, состоящих из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом – сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку «сажают золото», то от сквозняков закрывают окна. Дымковская игрушка всегда была любима в народе. Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополья Архангельской области. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, крынок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Керамика - поликристаллический неметаллический твердый материал или изделие из него, полученные искусственно в процессе обжига (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Кожетвёрдое состояние - состояние керамического полуфабриката, при котором в виду его достаточной механической прочности и легкой обрабатываемости (влажность 18 - 24%) можно проводить скульптурное декорирование или устранять дефекты поверхности; такое состояние наступает после подвялки, т.е. кратковременной сушки. Лепка - художественно-прикладная деятельность с целью создания объемных изделий или их образцов из мягких, пластичных материалов - специальных сортов глины. Для лепки пригодны любые виды жирной глины. Ее заготавливают летом, просушивают, размельчают, просеивают. За несколько часов до занятий глину замачивают водой комнатной температуры и тщательно перемешивают. Хорошо подготовленная масса не прилипает к рукам. Для проверки готовности глины к лепке применяют приём: из нее скатывают «колбаску» длиной 10 см, толщиной 1 см и приподнимают за один конец. Если «колбаска» не разваливается и не сгибается, то глина готова к работе. Для выполнения мелких работ в глину добавляют смоченное и растертое бумажное волокно. Глина меньше пачкает руки, если в нее немного добавить растительного масла. Литьё шликерное - способ формования керамики путем заполнения формы шликером. При обычном шликерном литье используют пористые гипсовые формы, впитывающие воду из шликера, в результате чего на внутренней поверхности формы образуется плотный слой массы. Лощение - способ декорирования керамических изделий полировкой поверхности полуфабриката до обжига (деревом, камнем, металлом и т.д.). Лощило - инструмент для лощения из металла или кости. Молочный обжиг - это древний способ придать гончарному изделию красивый декоративный вид и сделать ее водонепроницаемой. Осуществляется он очень просто. После первого утельного обжига керамики ее опускают в молоко, а затем нагревают до 350 градусов. Накатка - тиснение узоров на поверхности подвяленнного изделия с помощью зубчатого колесика. Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Отрасли народных художественных промыслов разнообразны: выжигание, керамика, ковроделие, лаки художественные, художественная обработка камня, дерева, кости и т.п. Обвар - раскаленную докрасна посудину окунают в какую-либо жидкость, и получается нужный эффект в технологии дымленой керамики. В старину кувшины купали даже в каше. Главное условие - температура керамического изделия должна быть 900 градусов. Обварная керамика - эта традиционная гончарная русская керамика, получившая свое название по способу ее обжига. Раскаленный черепок щипцами достается из печи и опускается в мучную болтушку, жидкую кашу, настой трав и т. д., отчего поверхность его покрывается красивыми коричневыми разводами. Рисунок разводов у каждого изделия всегда получается разным, что придает такой керамики особую ценность. Обжиг - основная технологическая стадия, заключающаяся в высокотемпературной обработке заранее отформованного и высушенного полуфабриката. Во время обжига происходит спекание керамического материала, полное или частичное раплавление глазурей, флюсов. Обжиг, декоративный - обжиг, проводимый для закрепления росписи над глазурными красками, в т.ч. люстровыми красками, препаратами благородных металлов; часто декоративный обжиг называют "третьим" (по порядку, после утильного и политого) или "муфельным" (проводят в муфелях или электрических печах из-за чувствительности керамических красок к газовой среде) обжигом. Обжиг, политой - обжиг, второй по счету после утильного, проводимый с нанесенной на изделие глазурью. Обжиг, утильный (утельный) - первый обжиг, после которого изделие глазуруют. Его проведение оправдано невозможностью глазурования необожженного изделия с тонкой стенкой из-за размокания при глазуровании и увеличении числа дефектов глазури при однократном обжиге. Имеет разное значение для фарфора и фаянса. Окарина (свистулька) - духовой этнический инструмент произвольной формы (обычно овальной или яйцевидной), сделанный из керамики или глины, с несколькими отверстиями. Считается, что первые окарины появились у индейцев Южной Америки 3500 лет назад, а по некоторым данным, им даже более 10 000 лет. Название окарина появилось в 19 веке, когда итальянец Джузеппе Донати придумал современную форму этого инструмента, и означает "гусёнок". Простота устройства окарины не означает лёгкость изготовления. Состав глины, внутренний объём и форма изделия, количество отверстий и их расположение, обжиг - всё это определяет звучание инструмента или его отсутствие. Орнамент - способ украшения керамики. Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Пропорция - взаимоотношение частей произведения по их величине и отношению к целому. Растительный орнамент - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п. Рельеф - форма, очертания поверхности, совокупность неровностей твёрдой поверхности, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению. Элементы рельефа - это простейшие составляющие рельефа: точки, линии, плоские и выпуклые поверхности, вогнутые и комбинированные (выпукло-вогнутые, вогнуто-выпуклые, волнистые, ступенчатые и др.). Струна - проволока для срезания гончарного изделия с круга или разрезания куска глины. Сюжет - определенное конкретное художественное воплощение явления, события. Тверская традиционная глиняная игрушка - это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок. Лепятся они из красной глины, которая является фоном для росписи, и украшаются лепными чешуйками. Иногда игрушки украшаются «оборками». После обжига изделия расписывают гуашью или темперой ярких цветов: красным, желтым, оранжевым, ярко-голубым, темно-синим, зеленым, черным. Особую нарядность придает изделию белый цвет. Краски наносят мазками разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точками. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяется гребешок, хохолок. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое. Фарфор - вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом, полупрозрачный в тонких слоях. Отличается твердостью и термостойкостью, почти нулевым водопоглощением. Фаянс - вид керамики, для изготовления которой используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачную пористую основу и мелкопористый белый излом. Термин первоначально применялся для средневековой керамики Фаэнцы в Северной Италии, ранней майолики. В археологической литературе он означает материал из смеси песка и глины, обжигаемый до температуры, при которой поверхность начинает плавиться, приобретая голубоватый или зеленоватый оттенок (более важной статьей торговли во 2-м тысячелетии до н. э., известны примеры имитации. Из фаянса изготавливали главным образом бусы, печати, статуэтки и тому подобные небольшие предметы. Применяются также термины (фритта) и (паста). Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Удлинённые пропорции объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют её синикой за маслянисто-чёрный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать, подтягивать, выравнивая её поверхность. Подглаживать и подтягивать её приходится дней пять. Роспись игрушки ведётся и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол, для украшения жилища. Фон - та часть поверхности, на которой выделяются главные элементы композиции. Шликер - это отмученная жидкая глина, которая используется при литье керамических изделий, для соединения деталей в глиняных изделиях, а также для декоративных целей. Шликер представляет собой разведенную до состояния текучести глину с добавлением дефлокулянта, который способствует разжижению смеси при максимальном содержании воды 40%. Эскиз - предварительный набросок рисунка для последующего выполнения художественного произведения. Приложение 2 Способы лепки из глины Комбинированный способ - сочетание в одном изделии разных способов лепки. Конструктивный способ - лепка предмета из отдельных частей. Пластический способ - детали предмета вытягиваются из целого куска. Рельефная лепка - объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон, который выполняется: а) путём нанесения рисунка, отпечатка; б) путем нанесения формы на основу; в) путем выбирания глины. - Барельеф - низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали)). - Горельеф - высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений)). - Контррельеф - вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость). Техника отщипывания – а) Лепка из шара. Круглая форма предмета выполняется из шара, путём вдавливая в него большого палец другой руки, при этом палец углубляется, и одновременно расширяются стенки. Глина распределяется так, чтоб толщина стенок была одинаковой. б) Лепка путём кругового налепа. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны. При круговом налепе стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Спиральная лепка (из жгутов) - соединение глиняных валиков («жгутов») между собой по спирали скошенными концами. Ленточный способ – а) лепка из полос; б) лепка из пластин (пластов). Использование раскатанного пласта или полосы глины для дальнейшего моделирования изделия. Формование – а) путём ручного оттиска форм, когда гипсовая форма руками заполняется глиной; б) путём шликерного литья в гипсовые формы, когда гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» заливается жидким шликером. Названия приёмов лепки Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями. Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке. Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков. Прищипывание или вытягивание: защипнуть глину между двух или трех пальцев и слегка потянуть. Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон. Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы. Приплющивание формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой.