Рабочая программа учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

Овчинников К.А.
Борисова И.Н. Приказ №164 (а)
от «28 » августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка»
для обучающихся 11 класса

Галибиха 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации
русского языка»:
- способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой
компетенции и культуры школьника.
Задачи курса:
1. Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на
более высоком уровне.
2. Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте,
выделять синтаксические конструкции.
3. Воспитание чувства ответственности, собранности, сознательного отношения к
выполнению заданий.
Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, самопроверка и
взаимопроверка, индивидуальная работа, конструирование предложений, составление
таблиц.
Планируемые результаты:
В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:
1. Понимать сложность орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка.
2.Готовность самостоятельно конструировать, редактировать ту или иную
синтаксическую структуру предложения.
3. Повышение языковой компетентности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации
русского языка» в 11 классе среднего общего образования в учебном плане отводится 34
часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы
русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический
анализ словосочетания и предложения.

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд,
большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным
сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные,
оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или
числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал).
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным
несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложнопадежной формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный
анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки
препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче
чужой речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и
сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями,
междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества.
8) ценности научного познания:



сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы:
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Синтаксис. Синтаксические нормы

Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименовани Количество часов
е разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Орфография
Библиотека ЦОК
1.1

Введение

1.2

Правописание
корней

2

1.3

Гласные после
шипящих и Ц

1

1.4

Разделительн
ые Ъ и Ь

1

1.5

Правописание
приставок

1

1.6.

Правописание
окончаний

1

1.7

Н и НН в
разных частях
речи

2

1

https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

1.8

НЕ с разными
частями речи

1

1.9

Трудности
орфографии

2

Итого по разделу

1

12

Раздел 2. Синтаксис и пунктуация
2.1

Синтаксические
нормы

Библиотека ЦОК
2

1

https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК
2.2

Словосочетание

2.3

Простые
предложения

12

2.4

Сложные
предложения

7

1

https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

22

Всего

34

https://m.edsoo.ru/7f41ba
cc

Календарно-тематическое планирование
№

1.

2.

Тема занятия
Знакомство с содержанием курса «Трудности
орфографии, синтаксиса и пунктуации
русского языка»
Правописание корней. Тестовая работа

3.

Чередующиеся гласные в корне.
Тренировочные упражнения

4.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях
речи

5

Разделительные Ъ и Ь

6

Правописание приставок. Тренировочные
упражнения

7

Гласные в окончаниях разных частей речи.

8

Н, НН в прилагательных, образованных от
существительных, в причастиях и

Дата
Дата
планируем фактическая
ая

Примечания

отглагольных прилагательных
9

Н, НН в наречиях. Тренировочные
упражнения

10

Правописание НЕ с разными частями речи

11

Дефисное, слитное и раздельное написание
разных частей речи

12

Трудности современной русской орфографии.
Тестовая работа

13

Чем занимается синтаксис? Назначение
пунктуации.

14

Синтаксические нормы. Тестовая работа

15

Согласование. Управление. Примыкание.
Трудности грамматического управления в
современном русском языке
Предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения.

16
17
18
19
20

Грамматические нормы. Тестовая работа
Типы сказуемых. Тире между подлежащим и
сказуемым
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения. Виды
односоставных предложения

21

Предложения с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31

Обобщающие слова при однородных членах и
знаки препинания при них.
Обращение. Распространённые и
нераспространённые обращения
Обособленные члены предложения.
Обособленные согласованные определения
Обособленные обстоятельства и дополнения
Обособление уточняющих членов
предложения.
Вводные слова и вводные предложения
Контрольная работа «Обособленные члены
предложения. Вводные слова»
. Сложносочиненные предложения. Трудности
пунктуации.
Сложноподчиненные предложения. Трудности
пунктуации
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с разными видами

32

33
34

связи.
Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте.
Итоговая контрольная работа
Резервный урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».