МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Администрация Воскресенского муниципального округа МОУ Галибихинская СШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор ________________________ Овчинников К.А. Борисова И.Н. Приказ №164 (а) от «28 » августа 2024 г. «28» августа 2024 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка» для обучающихся 11 класса Галибиха 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка»: - способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой компетенции и культуры школьника. Задачи курса: 1. Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне. 2. Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции. 3. Воспитание чувства ответственности, собранности, сознательного отношения к выполнению заданий. Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, самопроверка и взаимопроверка, индивидуальная работа, конструирование предложений, составление таблиц. Планируемые результаты: В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов: 1. Понимать сложность орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка. 2.Готовность самостоятельно конструировать, редактировать ту или иную синтаксическую структуру предложения. 3. Повышение языковой компетентности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение учебного предмета «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка» в 11 классе среднего общего образования в учебном плане отводится 34 часа (1 час в неделю) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Орфография. Основные правила орфографии Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Синтаксис. Синтаксические нормы Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложнопадежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы: Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименовани Количество часов е разделов и Всег Контрольн тем о ые работы программы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Орфография Библиотека ЦОК 1.1 Введение 1.2 Правописание корней 2 1.3 Гласные после шипящих и Ц 1 1.4 Разделительн ые Ъ и Ь 1 1.5 Правописание приставок 1 1.6. Правописание окончаний 1 1.7 Н и НН в разных частях речи 2 1 https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc 1.8 НЕ с разными частями речи 1 1.9 Трудности орфографии 2 Итого по разделу 1 12 Раздел 2. Синтаксис и пунктуация 2.1 Синтаксические нормы Библиотека ЦОК 2 1 https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК 2.2 Словосочетание 2.3 Простые предложения 12 2.4 Сложные предложения 7 1 https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК Итого по разделу 22 Всего 34 https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Календарно-тематическое планирование № 1. 2. Тема занятия Знакомство с содержанием курса «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка» Правописание корней. Тестовая работа 3. Чередующиеся гласные в корне. Тренировочные упражнения 4. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи 5 Разделительные Ъ и Ь 6 Правописание приставок. Тренировочные упражнения 7 Гласные в окончаниях разных частей речи. 8 Н, НН в прилагательных, образованных от существительных, в причастиях и Дата Дата планируем фактическая ая Примечания отглагольных прилагательных 9 Н, НН в наречиях. Тренировочные упражнения 10 Правописание НЕ с разными частями речи 11 Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи 12 Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа 13 Чем занимается синтаксис? Назначение пунктуации. 14 Синтаксические нормы. Тестовая работа 15 Согласование. Управление. Примыкание. Трудности грамматического управления в современном русском языке Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. 16 17 18 19 20 Грамматические нормы. Тестовая работа Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым Второстепенные члены предложения Односоставные предложения. Виды односоставных предложения 21 Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Обращение. Распространённые и нераспространённые обращения Обособленные члены предложения. Обособленные согласованные определения Обособленные обстоятельства и дополнения Обособление уточняющих членов предложения. Вводные слова и вводные предложения Контрольная работа «Обособленные члены предложения. Вводные слова» . Сложносочиненные предложения. Трудности пунктуации. Сложноподчиненные предложения. Трудности пунктуации Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с разными видами 32 33 34 связи. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Итоговая контрольная работа Резервный урок