⎯ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Администрация Воскресенского муниципального района МОУ Галибихинская СШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы Борисова И.Н. __________________ Овчинников К.А. _________________ приказ №164(а) приказ №164(а) от «28» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса д. Галибиха 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”; Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФООП СОО, представленных ФГОС СОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект» Личностные результаты обучения: ⎯ навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ⎯ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ⎯ готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; ⎯ сформированность основ саморазвития и самовоспитания общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; в соответствии с ⎯ готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению; ⎯ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ⎯ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ⎯ ⎯ осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; ⎯ сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; ⎯ под руководством учителя обсуждать и оценивать свои достижения и достижения других обучающихся; ⎯ сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; ⎯ способность ставить цели и строить жизненные планы; ⎯ способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты обучения: ⎯ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ⎯ умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ⎯ способность к построению индивидуальной образовательной траектории, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения ; ⎯ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ⎯ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); ⎯ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; ⎯ готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ⎯ умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ⎯ умение определять назначение и функции различных социальных институтов; ⎯ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; ⎯ владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; ⎯ владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: обучающиеся получат представление: ⎯ о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; ⎯ о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; ⎯ о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; об истории науки; ⎯ о новейших разработках в области науки и технологий; ⎯ о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); ⎯ о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.); обучающиеся сможет: ⎯ решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; ⎯ использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; ⎯ использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; ⎯ использовать методы математического моделирования при исследовании жизненных явлений и решении исследовательских задач; ⎯ использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. обучающиеся научатся: ⎯ формулировать научную гипотезу, ставить цель и задачи в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; ⎯ составлять структуру и применять правила оформления исследовательской и проектной работы, раскрывать этапы проекта; ⎯ формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; ⎯ выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы ⎯ составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; ⎯ работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; ⎯ владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; ⎯ выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; ⎯ оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; ⎯ рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; ⎯ ⎯ восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; ⎯ отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; ⎯ оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; ⎯ находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; ⎯ вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; ⎯ самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; ⎯ адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); ⎯ адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. ⎯ ясно излагать и оформлять выполненную работу, публично представлять её результаты, аргументировано отвечать на вопросы. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом); - наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации); практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности); - логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение); проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод); методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с интернет-ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Индивидуальный проект (34 часа) Культура исследования и проектирования (10 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта, разработанного и реализованного старшеклассником. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Самоопределение . Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Замысел проекта (4 ч) Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Условия реализации проекта (3ч) Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над ⎯ проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы управления проектами. Трудности реализации проекта (4 ч) Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (3 ч) Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектноконструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Дополнительные возможности улучшения проекта (7 ч) Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников Тематическое планирование курса Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, практические работы, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 КЛАСС № Тема Основное содержание Кол-во часов Модуль 1. Культура исследования и проектирования 1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно 1.1-1.2 2. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего 1.3-1.4 3. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности 1.5 Виды деятельности Формы контроля 10 Понятие проекта. Происхождение 1 понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов Конечный результат проекта. Логика 1 работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании Понятие «техносфера». Искусственная 1 среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт Лекция, дискуссия Лекция, дискуссия Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по формулировке темы проекта 4. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём 1.6-1.7 5. Анализируем проекты сверстников. 1.8-1.9 Отличие проекта от дела. Социальное 1 проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проек тирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта Социальный проект 1 Лекция, дискуссия Лекция, дискуссия Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта Текущий контроль. Выполнение дедлайна по составлению литературного обзора по проблеме темы проекта 6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности 1.10 Цель и результат исследования. 1 Исследования фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования Лекция, дискуссия 7. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 2.1 Приоритетные направления развития: 1 транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, агробиотехнологии, Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по написанию введения «умные дома» и «умные города» 8. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 2.2 Позитивный образ будущего для себя и 1 для других. Понятие качества жизни Лекция, дискуссия 9. 10. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? 2.3 Проблемы практические, научные, 1 мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы Первичное самоопределение. Обоснование Варианты самоопределения при выборе 1 актуальности темы для проекта или темы: актуальность, исследования 2.4,2.5 желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. Модуль 2. Замысел проекта Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по структуре проекта/исследования Лекция, дискуссия 4 11. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования 3.1 Проблемная конструктора, финансиста ситуация. Позиции 1 учёного, управленца, 12. Формулирование цели проекта 3.2 Цели и ценности проекта. Личное Лекция, дискуссия 1 Лекция, дискуссия 2 Лекция, дискуссия Информационный ресурс. 1 Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений Лекция, дискуссия отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта 13. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта 3.3-3.5 14. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ 3.6 Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов Модуль 3. Условия реализации проекта 3 15. Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта 4.1 Понятие планирования. Основная 1 функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ Лекция, дискуссия 16. Источники финансирования проекта 4.2 Понятие бюджета проекта. 1 Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Лекция, дискуссия Текущий контроль Венчурные фонды. Кредитование 17. Модели управления проектами 4.3-4.4 Модуль 4. Трудности реализации проекта Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта 1 Лекция, дискуссия Текущий контроль 4 18. Переход от замысла к реализации проекта Жизненный цикл проекта. Жизненный 1 5.1 цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации Лекция, дискуссия 19. Риски проекта 5.2 Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по сдаче готового черновика проекта/исследования куратору Возможные риски проекта. Способы 1 предупреждения рисков 20. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» 5.3 Проблема. Цель проекта. Задачи 1 проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания Лекция, дискуссия 21. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов 5.4-5.5 Анализ ситуации. Критерии сравнения 1 проектных замыслов Лекция, дискуссия Текущий контроль Модуль 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и 3 исследовательских работ 22. Позиция эксперта 6.1-6.2 Экспертная позиция. Экспертное 1 мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы эксперту Лекция, дискуссия 23. Оцениваем проекты сверстников 1 Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Лекция, дискуссия 6.3 Дорожная карта проекта 24. Оценка начального этапа исследования 6.4 Актуальность темы исследования. 1 Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по сдаче готового проекта/исследования куратору в электронном виде Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта 25. Технология как мост от идеи к продукту 7.1 26. 7 Изобретения. Технологии. 1 Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем Лекция, дискуссия Видим за проектом инфраструктуру 7.2 Инфраструктура. Базовый 1 производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры. Свойства инфраструктуры Лекция, дискуссия 27. Опросы как эффективный инструмент проектирования 7.3 Социологический опрос как метод 1 исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по сдаче готового проекта комиссии на проверку экспертом 28. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов 7.4 Возможности сетей для поиска 1 единомышленников и продвижения проектов Лекция, дискуссия 29. Использование видео - ролика в продвижении проекта 7.5 Создание видеоролика как средство 1 продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж Лекция, дискуссия 30. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 7.6 Выстраивание структуры текста для 1 защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Лекция, дискуссия Текущий контроль. Выполнение дедлайна по загрузке презентации к докладу на конференции 31. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 7.6 Выстраивание структуры текста для 1 защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Лекция, дискуссия Модуль 7. Презентация и защита индивидуального проекта 32. 33. 34. 3 Презентация и защита индивидуального проекта Стр.151 Презентация и защита индивидуального проекта 1 конференция Итоговый контроль 1 конференция Итоговый контроль Итоги проекта 1 Лекция, дискуссия Всего 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В. и др. Индивидуальный проект.10-11 классы. Учебное пособие. Серия: Профильная школа Изд. М.: Просвещение, 2021; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115. 2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017. 3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития об-разования, 1996. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011. 4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014. 6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-рельман. — М.: Аванта+, 2013. 7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова -лев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014. 8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991. 9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский институт, 2011. 10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. 11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с 12. Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы.: учебное пособие для общеобразовательных организац ий/ [Н.В. Антипова, М.В. Половкова и др.].–М.: Просвещение. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс) Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/) . Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/). Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/). Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758). Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/). Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru). Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217). Проведение опросов (http://anketolog.ru). Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru). Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018)«О благотворительной (волонтёрстве)»(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/). деятельности и добровольчестве