Рабочая программа внеурочного учебного курса «Мир книги» для обучающихся 1-4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Галибихинская СШ

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

________________________
Овчинников К.А.
________________________
Приказ
№164(а)
от «28»
Борисова И.Н.
[ ] от «[ ]» [
][
] г. августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
внеурочного учебного курса
«Мир книги»
для обучающихся 1-4 классов
на 2024–2025 учебный год с
учётом изменений ФГОС
(является частью основной образовательной программы школы)
Возраст: 7-11лет
(срок реализации программы: 4 года)

Составитель:
Заказова Елена Николаевна

д.Галибиха
2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (стандарты второго поколения), на основе примерных
программ внеурочной деятельности А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова,
В.А.Горского. Москва. «Просвещение»2011г. и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общая характеристика курса
Курс «Мир книги» способствует расширению читательского
пространства, реализация дифференцированного обучения и
индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученикачитателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы
нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели :
1. создание на практике условий для реализации читательских умений;
2. расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
3. формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений.
Задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками
чтения;- формирование познавательного интереса и любви к чтению,
развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров
разнообразных по содержанию и тематике;
- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать
литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об
окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и
нравственных ценностей.

2

Формы организации занятий носят практико-ориентированный
характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления
полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют
практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются
условия для практической работы с разными типами и видами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания занятий. Содержание
программы занятий курса «Волшебный мир сказки» создает возможность для
воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у
него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно,
воспитывается через знакомство с литературой своей страны овладение
русской литературной речью, готовность к восприятию литературы народов
других стран.
Программа занятий - это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет
младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать,
получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг
(справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера,
которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг,
обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции
читателя-школьника.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для
кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив
книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек,
смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а
художественная книга остается для них не реализованным источником
знаний. В последние годы в программы обучения младших школьников все
увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но
читательская деятельность не исчерпывается только школьным
литературным образованием. На формирование читательских умений,
навыков, интересов влияет семья, средства массовой информации,
межличностное общение. Практика показывает, что возможности школьной
библиотеки в этом смысле велики. Уроки в библиотеке способствуют
развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских
книг. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми
преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие
возможности для организации различных видов деятельности, позволяя
использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные
формы и методы работы.
3

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и
рассчитана на первый год обучения. В ней на базе основных принципов
педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих
способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное
использование методов стимулирования детского художественного
творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений,
инсценирования, - стало особенностью программы.
Новизна программы внеклассных мероприятий «Волшебный мир
сказки» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она
составлена с учетом интересов детей к русскому народному фольклору, а
именно к сказкам, пословицам, загадкам и т.д. и к тем произведениям,
которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей
и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и
привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с
детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие
включает работу по формированию читательских умений и расширению
читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется
нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная
особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость
использования на занятиях стихов, песен, загадок (в данной программе
элементы фольклора) игровых моментов. Для того чтобы занятия были
интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности:
игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует
разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела,
выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с
интересными людьми.
Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость,
красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с
младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга
знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для
проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов
обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении
предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного
материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения
мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным
требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
4

- все используемые произведения изучались на уроках литературного
чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного
чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный
настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и
учащиеся, а иногда и родители.
Прогнозируемый результат реализации программы
Оптимальное повышение техники чтения.
●
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
●
Умение работать с книгой.
●
Умение работать с текстом.
●
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию
познавательных способностей у своих детей.
Программа 1 года обучения призвана приобщить детей к работе с
книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного.
Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора
и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет
литературного произведения, давать характеристику героям и событиям;
овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение
читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика
или героя. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы
исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая
постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым
содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не
итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению
которого должна максимально способствовать школы. Следовательно,
выпускник младших классов школы как современного образовательного
учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность,
осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным,
уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным,
правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь
привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и
общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:
●
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
●
формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
●

5

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
●
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Мир книги» носит
комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими
учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир,
технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности, предназначена для обучающихся
1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет
режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности
проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность
соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям младшего школьника: игра, беседа, экскурсия,
просмотр мультфильмов, экскурсия, представления и театрализация.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место
в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Мир книги» предназначена для
обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных
классов с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2 -4 класс-34 часа в
год.
●

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
●
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
●
метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
●
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе
изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
6

применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
является формирование следующих умений:
●
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые
и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
●
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
Регулятивные УУД:
●
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
●
Проговаривать последовательность действий на уроке.
●
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
●
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
●
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
●
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
●
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
●
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
●
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
●
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
●
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
●
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
●
Слушать и понимать речь других.
7

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
●
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
●
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
●
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения
уроков).
●

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух
основных уровнях: первый - информативный, который заключается в
изучении художественной литературы; второй — поведенческий,
позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в
результате вовлечения обучающихся в читательские практики. Учет знаний и
умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и

оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности
будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха
для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу
обучения в командном сотрудничестве.

8

Содержание тем курса
№
п\п
1.

Раздел курса

2.

Устное народное
творчество.

3.

Книга – удивительное
чудо на свете.

Давайте познакомимся!

Кол-во Формы внеурочной деятельности
часов
6
Библиотечный урок ,игра, беседа, экскурсия,
просмотр мультфильмов, экскурсия, представления
и театрализация
13
Игра, беседа, экскурсия, просмотр мультфильмов,
экскурсия, представления и театрализация
14

Инсценирование,игра, беседа, экскурсия, просмотр
мультфильмов, экскурсия, представления и
театрализация, проект

Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Тема
занятия

Кол-во ФГОС
часов

Хар-ка
деятельности
учащихся
Экскурсия.
Экскурсия
Научатся:
Ориентироват Знакомство с
библиотекаре
ься в книге
м и школьной
Находить
нужную главу библиотекой. Экскурсия
Приёмы
ориентирова в содержании Правила
поведения в
книги
ния в
знакомиться библиотеке,
учебнике
порядок
с книгами
Элементы
выдачи книг
детских
книги:
Слушание,
Экскурсия
писателей в
обложка,
рассказывание
оглавление, открытом
библиотечном ,
титульный
иллюстрирова
фонде;
лист,
ние, лепка
иллюстраци сравнивать
книги одного героев,
я.
Элементы
содержания

1

Вводное
занятие.

1

2

Первые
книжки.

1

3

1
Дом, в
котором
живут
книги.
Путешес
твие в

Формы
внеурочно
й
деятельнос
ти
Планируемые
результаты

9

Книгогра
д.
4

5

6

7

8

Вместе с 1
книжкой
и
игрушко
й.
Игра
слов.

1

1
«В
сказку
дверь мы
приоткро
ем…».

"Терем- 1
теремок"
Русская
народная
сказка
"Крошеч 1
ка

Определять
тему и
главную
мысль
произведени
я,

Строить
рассказ по
опорным
картинкам.
Уметь
находить в
тексте
логически
законченны
е части

и того же
автора, но
разных
художниковоформителей;
высказывать
свое
впечатление о
выбранной
книге.
определять
тему и жанр
книги,
отбирать
книгу
по заданной
теме;
сравнивать
книгу-сборник
с книгойпроизведение
м;
слушать
или читать
книгу и
аргументирова
ть ее
соответствие
теме;
пользоваться
аппаратом
книги;
овладевать
правилами
поведения в
библиотеке;

инсценирован
ие
Слушание,
выборочный
пересказ,
рисование с
помощью
трафарета.

Инсцениро
вание

Слушание,
лепка из
пластилина,
рисование
пальчиками.
Слушание,
выборочный
пересказ,
инсценирован
ие. Создание
книжкималышки.
Слушание,
чтение,
иллюстрирова
ние,
инсценирован
ие.
Слушание,
лепка из
пластилина
колодца и
ведерка,
инсценирован
ие сказки
Чтение,
пересказ,
иллюстрирова
ние.

Инсцениро
вание

Осознанное
правильное
чтение
художестве
нного текста
систематизиро
целыми
Слушание,
вать по темам
словами за
пересказ,

Играинсцениро
вание

Инсцениро
вание
сказки
Инсцениро
вание
сказки
Библиотеч
ный урок

10

9

Хавроше
чка"
Русская
народная
сказка
"Гуси1
лебеди"
Русская
народная
сказка

счёт
перечитыва
ния текста с
различными
заданиями;
понимание
основного
содержания
текста;
передача
впечатления
от
услышанног
о своими
словами;
пересказ
текста

детские книги
в
домашней
библиотеке;
выбирать
нужную книгу
по теме,
жанру и
авторской
принадлежнос
ти;
слушать
отдельные
истории и
выражать свое
мнение о
героях и их
поступках;

рисование
свечкой и
акварелью.
Ролевая игра.

рассказывать
о книге, о
героях или
отдельные
истории

10

Русская 1
народная
сказка
«Маша и
медведь»

Ориентироват
ься в книге
Находить
нужную главу
в содержании
книги
знакомиться
с книгами
детских
писателей в
открытом
библиотечном
фонде;

Иллюстрир
ование

Инсцениро
вание
сказки

Путешеств
ие по
страницам
книг
Рассказывание
, чтение,
лепка,
пластилиновы
й театр.
Слушание,
чтение,
иллюстрирова
ние,
рисование

Просмотр
мультфиль
ма
Инсцениро
вание
11

11

12

Русская 1
народная
сказка
«Лисичк
а со
скалочко
й»
Русская 1
народная
сказка
«Каша из
топора»

13

Русская 1
народная
сказка
«Кот и
лиса»

14

Русская 1
народная
сказка
«Лягушк
ацаревна»

15

сравнивать
книги одного
и того же
автора, но
разных
художниковоформителей;

Русская 1
народная
сказка
«Морозк
о»

Осознанное
чтение
целыми
словами.
Выразитель
ное,
правильное
чтение.
Осознанное
чтение
целыми
словами.
Выразитель
ное,
правильное
чтение.
Осознанное
чтение
целыми
словами.
Выразитель
ное,
правильное
чтение.
Осознанное
чтение
целыми
словами.
Выразитель
ное,

высказывать
свое
впечатление о
выбранной
книге.
определять
тему и жанр
книги,
отбирать
книгу
по заданной
теме;
сравнивать
книгу-сборник
с книгойпроизведение
м;
слушать
или читать
книгу и
аргументирова
ть ее
соответствие
теме;
пользоваться
аппаратом
книги;
овладевать
правилами
поведения в
библиотеке;

свечкой и
акварелью
Чтение,
краткий
пересказ,
рисование
жидкой
гуашью путем
на брызга –
животные.
Рассказывание
, чтение,
аппликация,
инсценирован
ие.

Путешеств
ие по
страницам
книг
Просмотр
фильма

Библиотеч
ный урок

Слушание,
чтение,
иллюстрирова
ние, ролевая
игра.

Чтение,
выборочный
пересказ,
пластилиновы
й театр.

Слушание,
чтение,
краткий
пересказ,
рисование с
натуры лица
12

правильное
чтение.

восковыми
систематизиро мелками.
вать по темам
детские книги
в
домашней
библиотеке;
выбирать
нужную книгу
по теме,
жанру и
авторской
принадлежнос
ти;
слушать
отдельные
истории и
выражать свое
мнение о
героях и их
поступках;
рассказывать
о книге, о
героях или
отдельные
истории

16

17

Татарска 1
я
народная
сказка
«Три
сестры»
Русская 1
народная
сказ-ка
«Сестри

Осознанное
чтение
целыми
словами.
Выразитель
ное,
правильное
чтение.
Участие в
диалоге по
обсуждению
прослушанн

Чтение,
рисование

Ориентироват
ься в книге
Находить
нужную главу
в содержании
книги
знакомиться
с книгами
Слушание,
детских
пересказ
писателей в

Играпутешеств
ие

Инсцениро
вание

13

18

19

20

21

ца
Аленушк
аи
братец
Иванушк
а»
Русская
народная
сказка
«Хаврош
ечка»
А.Алиш
(татарска
я сказка)
«Болтли
вая утка»
Г.Х.
Андерсе
н
«Дюймо
вочка»
Г.Х.
Андерсе
н
«Огниво
»

1

1

1

1

22

Г. Тукай 1
«Козел и
баран»

23

Русская 1
народная
сказка
«Летучи
й
корабль»

ого
(прочитанно
го)
произведени
я.
Формулиро
вание
личной
оценки,
аргументаци
я своего
мнения с
привлечени
ем текста
произведени
я.

открытом
библиотечном
фонде;
сравнивать
книги одного
и того же
автора, но
разных
художниковоформителей;

высказывать
свое
впечатление о
выбранной
книге.
определять
тему и жанр
книги,
отбирать
книгу
Осознанное по заданной
теме;
чтение
сравнивать
целыми
книгу-сборник
словами.
Выразитель с книгойпроизведение
ное,
правильное м;
слушать
чтение.
или читать
Участие в
диалоге по книгу и
обсуждению аргументирова
прослушанн ть ее
соответствие
ого
(прочитанно теме;
го)
произведени пользоваться
аппаратом
я.
Формулиро книги;
вание

Лепка из
пластилина,
поделки из
природных
материалов.
Слушание,
выборочный
пересказ,
лепка из
пластилина
Слушание,
пересказ,
инсценирован
ие.

Библиотеч
ный урок

Слушание,
пересказ,
рисование по
шаблону,
инсценирован
ие.
Слушание,
выборочный
пересказ,
инсценирован
ие. Создание
книжкималышки.
Рассказывание
, чтение,
лепка,
пластилиновы
й театр.

Библиотеч
ный урок

беседа

Инсцениро
вание

Беседа

Библиотеч
ный урок

14

24

25

26

А.С.Пуш 1
кин
«Сказка
о рыбаке
и рыбке»
А.С.
1
Пушкин
«Сказка
о
мертвой
царевне»
Г. Тукай 1
«Шурале
»

личной
оценки,
аргументаци
я своего
мнения с
привлечени
ем текста
произведени
я
Понимание
содержания
литературно
го
произведени
я.
Участие в
диалоге при
обсуждении
прочитанно
го

овладевать
правилами
поведения в
библиотеке;

Слушание,
выборочный
пересказ,
лепка из
пластилина
систематизиро Слушание,
вать по темам чтение,
детские книги иллюстрирова
в
ние,
домашней
библиотеке;
выбирать
Слушание,
нужную книгу выборочный
по теме,
пересказ,
жанру и
авторской
принадлежнос
ти;
слушать
отдельные
истории и
выражать свое
мнение о
героях и их
поступках;

Просмотр
фильма

Инсцениро
вание.

Инсцениро
вание.
Создание
книжкималышки.

рассказывать
о книге, о
героях или
отдельные
истории

27

Русская 1
народная
сказка
«Петушо

Ориентироват
ься в книге
Находить
нужную главу
Восприятие в содержании Слушание,
книги
и
выборочный
знакомиться пересказ,
переживани
с книгами
е

Просмотр
фильма,
беседа
15

ки
волшебн
ая
меленка»

28

29

В Катаев 1
«Цветиксемицвет
ик»

Русская 1
народная
сказка
«Пузырь,
соломин
ка и
лапоть»

30

Русская 1
народная
сказка
"Три
медведя"

31

В Катаев 1
«Дудочк
аи
кувшинч
ик»

эмоциональ
нонравственн
ых
переживани
й героев.
Восприятие
и
переживани
е
эмоциональ
нонравственн
ых
переживани
й героев.
Понимание
содержания
литературно
го
произведени
я.
Участие в
диалоге при
обсуждении
прочитанно
го
Понимание
содержания
литературно
го
произведени
я.

детских
писателей в
открытом
библиотечном
фонде;
сравнивать
книги одного
и того же
автора, но
разных
художниковоформителей;
высказывать
свое
впечатление о
выбранной
книге.
определять
тему и жанр
книги,
отбирать
книгу
по заданной
теме;
сравнивать
книгу-сборник
с книгойпроизведение
м;
слушать
или читать
книгу и
аргументирова
ть ее
соответствие
теме;

Участие в
диалоге при
обсуждении пользоваться
прочитанно аппаратом
книги;
го

лепка из
пластилина

Рассказывание Пластилин
, чтение,
овый
лепка,
театр.

Слушание,
Инсцениро
чтение,
вание.
иллюстрирова
ние,

Просмотр и
обсуждение
спектакля,

обмен
впечатлени
ями.

Подготовка и
проведение
викторины и
спектакля (по
выбору детей)
16

32

33

Коллект 1
ивная
поездка
в театр.
Праздни 1
к
сказок.
Проект
«В
гостях у
сказки»

овладевать
правилами
поведения в
библиотеке;
систематизиро
вать по темам
детские книги
в
домашней
библиотеке;
выбирать
нужную книгу
по теме,
жанру и
авторской
принадлежнос
ти;
слушать
отдельные
истории и
выражать свое
мнение о
героях и их
поступках;

Защита
проектов

рассказывать
о книге, о
героях или
отдельные
истории
Итого:
33 часа
в год

17

2 класс -34 часа.
№

Тема

1.

Роль книги в
жизни человека.

2.

История
создания книги.
Первая
печатная книга
на Руси.

3.

4.

Ко
ли
чес
тв
о
ча
со
в
1

Вид занятий
(форма, метод)

Содержание

Посещение библиотеки.

Обзор новых книг для чтения во
2 классе.

1

Организация и
проведение конкурса.

Выставка рисунков.

Структура
книги
(элементы
книги).

1

Конкурсная программа.
Подготовка по группам.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

Экскурсия в
библиотеку
(районную,
муниципальную
, го-

1

Литературная игравикторина.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

1

Форма проведения по
выбору учителя.

родскую).

5.

Правила
поведения в
библиотеке.
Алфавитный
каталог.

Рассказ о книге по календарю
знаменательных дат

Каталожная
карточка.

18

6.

Выставка книг о
детях.
Структура
книги.

1

Литературная игравикторина

Викторина по произведениям,
конкурс рисунков.

7.

Книги В.
Осеевой. Книгасборник.

1

Устный журнал.

Рассказ о творчестве писателя.

8.

Книги Е.
Пермяка.
Титульный
лист.

1

Литературная игравикторина

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

9.

Книги Н.
Носова. Типы
книг.

1

Конкурс кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.

10 Книги В.
Драгунского.
Аппарат книги.

1

Викторина по сказкам Ш.
Перро. Конкурс рисунков.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы

11 Герои детских
книг.
Библиотечный
стенд (плакат).

1

Устный журнал.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы

12 Книгисборники.
Малые жанры
фольклора

1

Беседа, чтение.

Английские песенки в переводе
Чуковского и Маршака,
чешские и латышские песенки в
переводе Маршака.

13

1

Выставка рисунков и
плакатов.

Пословицы.
Темы пословиц.
Рукописная
книга
«Пословицы о
книге и
учении».

19

14

1
Загадки. Темы
загадок.
Конкурс
«Отгадай
загадку».

* конкурс на самую читающую
Проектная деятельность.
семью;
Праздник для родителей и *конкурс на лучшее чтение
детей.
стихов;
*любимые книги родителей в
детстве «Дайте до детства
обратный билет».
Беседа, обзор книг.
Рекомендательный список
произведений для летнего
чтения
Устный журнал

15. Скороговорки и
чистоговорки.

1

16 Книги с
литературными
(авторскими)
сказками.

1

17 Писателисказочники.

1

Беседа, чтение.

18 Герои сказок.
Викторина

1

Викторина

19 По страницам
сказок Х.К.
Андерсена.

1

Беседа, чтение.

20 Проектная
деятельность
«Путешествие в
страну сказок»

1

Проектная деятельность.
Праздник для родителей и
детей.

21 Книги о детях.
Выставка книг.

1

Посещение библиотеки.

22 Герои книг В.
Осеевой.

1

Беседа, обзор книг.

20

23 Книги Н.
Носова.
Приключениесказка о
Незнайке и его
друзьях.

2

Беседа, обзор книг.

24 Книги С.
Михалкова:
стихотворения,
басни, рассказы

2

Беседа, обзор книг.

25 Книги о братьях
наших
меньших.
Художникиоформители.

2

Беседа, обзор книг.

26 Сборники
стихотворений
для детей.
Каталожная
карточка.

2

Посещение библиотеки.

27 Книги-сборники
сказок народов
мира.
Переводчики,
пересказчики и
обработчики
народных
сказок.

2

Беседа, обзор книг.

28 Народные
сказки на
страницах
детских
журналов.

1

Литературная игравикторина

21

29 Библиотечный
урок «Хвала
книге». По
страницам
любимых книг.
Презентация
любимой книги.

Проектная деятельность.
Праздник для родителей и
детей.

1

34
часа

Итого

3 класс-34 часа
№

Тема

1.

«Что я читал
летом».

2.

3.
4.

К
о
л
и
че
ст
в
о
ча
со
в
2

Вид занятий

Содержание

(форма, метод)

Проектная
деятельность.

Защита читательских дневников.

«Золотая
3
волшебница- осень»

Устный журнал.

Игра «Лего-чтение»
Посещение
библиотеки.
« День новой
книги».

практическая работа
Экскурсия

Стихи русских поэтов об осени в
сопровождении музыкальных
произведений русских
композиторов
Моделирование рассказа, сказки.
Обзор новинок для чтения
учащихся младшего школьного
возраста

3
2

22

5.

Писатели –
юбиляры.

проект

По календарю знаменательных
дат.

6.

«Лучшие сказки 20- 3
века».

Выставка книг

7.

Конкурс
кроссвордистов.

2

проект

8.

Литературный
праздник,
посвященный
творчеству Г.-Х.
Андерсена.

4

Литературный
праздник

Дети приносят в класс книги со
сказками и презентуют их, а
потом выставляют на полку.
Составить кроссворд по
произведениям детских
писателей.
Подготовка и проведение
утренника.

9.

Сочиняем загадки.

4

проект

10. Устный журнал
«Любимые книги –
любимые
писатели».
11. Фотоконкурс «Я
читаю!»

4

проект

2

Фотоконкурс
проект

12. Современные
детские журналы и
газеты.
Итого

2

творческая
деятельность

3

Дети сочиняют загадки по
предложенной рифме, рисуют
отгадку.

Выставка фотографий,
сделанных в семье, классе,
библиотеке.
Подготовить рекламу журнала по
мини-группам.

34
час
а

23

4 класс-34 часа.
№

Тема

1.

«Лето с героями
любимых книг».

2.

Устный журнал
«Твоя книжная
полка».

3.

4.

5.

6.

И. Крылов «Уж
сколько раз
твердили миру...»
Конкурс на
лучшее
инсценирование
басни.
«Книжкины
именины»
«Литературная
гостиная».
Литературные
сказки
зарубежных
писателей.

Ко
ли
че
ст
во
ча
со
в
2

проект

Презентация читательских
дневников.

1

Занятие в
библиотеке

Обзор новинок для чтения учащихся
младшего школьного возраста

Конкурс на
лучшее
инсценирование
басни.

Творческая работа в группах

2

Игровая
программа

Викторины, конкурсы, кроссворды
по книгам детских писателей.

3

Встреча с
писателем.

Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Обмен впечатлениями.
Подготовка
и
проведение
мероприятия
по
следующим
произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше», «Пеппи
Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в
стране чудес», Милн «Винни – Пух»,
Янссон «Шляпа Волшебника»

3

Вид занятий
(форма, метод)

КВН.
4

Содержание

24

7.

В гостях у
малышей.

15

концертная
деятельность

Посещение
подготовительной
группы
детского
сада
с
инсценировкой сказки (любой по
выбору)

8

Сочиняем сказки

4

проект

9.

Литературная
3
игра по книге А.
Толстого
«Золотой ключик,
или Приключения
Буратино».

Дети
сочиняют
сказку
по
предложенному началу, оформляют
в книжку- малышку
Толстой «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».

10. Конкурс чтецов,
посвященный
празднику
Победы.
11. Читательская
конференция
«Зачем нужны
книги в
компьютерный
век?»
12. Литературная
игра «Слабое
звено»
Итого

Литературная
игра

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном
конкурсе чтецов

2

Читательская
конференция

Подготовка и проведение
конференции.
работа организуются по секциям.
Выступают докладчики и
оппоненты, подводится итог.

2

Литературная
игра

Подготовка и заключительная игра
по прочитанным книгам.

3

34
час
а

25

План проведения недели детской книги
День недели
понедельник
вторник

среда
четверг

Дата

Класс Мероприятие
1 -4
Конкурс рисунков «В стране
книг!»
1- 4
Игра "Книжка заболела"
(ремонт книг, учебников,
изготовление закладок)
Встреча с писателем в
библиотеке «Литературная
гостиная»
1 -4
Конкурс чтецов «Поэтическая
тетрадь»
1
2
3-4

пятница

1-4

суббота

1 -4

Ответственные
дети, родители,
Классный
руководитель,
родители,
библиотекой

дети,
зав.

Классный
руководитель, дети,
зав. библиотекой
Литературная игра «Планета
Классный
сказок»
руководитель,
дети,
Литературная викторина «Там, родители,
на неведомых дорожках»
Литературный турнир
«Чемодан приключений»
Классный
руководитель, дети,
Утренник «Посвящение в
родители.
читатели»
Торжественная линейка
Классный
Подведение конкурсов,
руководитель, дети,
награждение победителей.
родители.

26

Литература для учителя.
1.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР
Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
2.
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва,
«ВАКО», 200
Литература для учащихся.
1.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»;
Наталис, 2004.
2.
Внеклассное чтение в 1,2,3,4 классах
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы.
Материалы для учителя:
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
2.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.:
Просвещение, 1981
Специфическое сопровождение (оборудование):
1.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
2.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
3.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
4.Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по
литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.:
Вентана-Граф, 2011

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».