Муниципальное общеобразовательное учреждение Галибихинская средняя школа
(МОУ Галибихинская СШ)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МОУ Галибихинская СШ
(протокол от 20.03.2025 № 4)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Галибихинская СШ
Овчинников К.А.
приказ № 63 от 25.03.2025
Положение
об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов)
в МОУ Галибихинская СШ
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детейинвалидов) в МОУ Галибихинская СШ (далее – Положение) определяет
порядок организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ),
инвалидов (детей-инвалидов) в МОУ Галибихинская СШ (далее –
Учреждение), когда все дети, независимо от их физического и (или)
психологического развития, включены в общую систему образования и
имеют возможность получать образование и воспитание в совместной
образовательной среде с детьми, не имеющими таких ограничений.
1.2.Положение разработано в соответствии с:
-Конституцией Российской Федерации;
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 июля 1998 года № с124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.3.В настоящем Положении используются следующие понятия:
-инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтверждённые
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без специальных условий;
-ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты;
-специальные условия для получения образования обучающимися с
ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) - условия обучения, воспитания и
развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и
включающие в себя использование адаптированных образовательных
программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих
особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их
здоровья; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и
дидактическими материалами, специальными техническими средствами
обучения коллективного и индивидуального пользования; обеспечение
предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую
помощь,
переводчика
русского
жестового
языка
(сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических
работников в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии; обеспечение доступа в здания и помещения
организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие
условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с
ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено
обучающимися;
-адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц;
-индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации её
содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
1.4.Целью инклюзивного образования является реализация прав
обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на получение
качественного
образования
в
соответствии
с
федеральными
государственными образовательными стандартами, создание условий для
коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов.
1.5.Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детейинвалидов) в Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития;
-освоение обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами)
образовательных
программ
в
соответствии
с
федеральными
государственными образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений
толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ, инвалидов (детейинвалидов).
2.Организация инклюзивного образования
2.1.Инклюзивное образование детей в Учреждении может быть
организовано:
-посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, инвалидов
(детей-инвалидов) и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в
одном классе Учреждения;
-посредством функционирования отдельного класса для обучающихся
с ОВЗ (класса коррекции) в Учреждении.
2.2.Допускается сочетание инклюзивной формы образования с другими
формами, при наличии указания на это в заключении территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее –ПМПК).
2.3.Выбор образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных
потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально
развивающихся сверстников и определяются ПМПК.
2.4.Форма
получения
общего
образования
по
конкретной
образовательной программе определяется
родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося формы получения образования и формы обучения
учитывается мнение ребенка.
2.5.Обучение лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) может быть
реализовано через следующие модели:
-полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (детиинвалиды) посещают Учреждение наряду с обучающимися, не имеющими
ограничений по здоровью, и обучаются по индивидуальным учебным
планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего
класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные
мероприятия и т.д.;
-частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (детиинвалиды), совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением
Учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам по
согласованию с родителями (законными представителями);
-внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (детиинвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и т.д. в Учреждении по
рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными
представителями).
2.6.Прием обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в
Учреждение по адаптированной образовательной программе осуществляется
на основании рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, заполненного по форме
согласно Приложения 1 к настоящему Положению, и оформляется приказом
руководителя Учреждения.
Заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся о согласии на обучение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе
регистрируются в журнале регистрации заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся с ОВЗ, оформленном согласно Приложению 2
к настоящему Положению.
2.7.Численность детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов),
обучающихся инклюзивно в образовательных организациях, определяется в
соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
2.8.При организации обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детейинвалидов) Учреждение:
-создает
специальные
условия
для
получения
образования
обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с
рекомендациями ПМПК, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации
инвалида (ребенка-инвалида);
-разрабатывает локальные нормативные акты, регламентирующие
деятельность по организации инклюзивного образования (приказы,
положения и т.д.);
-разрабатывает адаптированные образовательные программы для
обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
-обеспечивает реализацию в полном объёме адаптированных
образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся
с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм,
методов и средств обучения и воспитания возрастным и психофизическим
особенностям;
-обеспечивает помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации,
получении профессии и социальной адаптации;
-обеспечивает специальную коррекционную помощь обучающимся с
ОВЗ (наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда,
социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));
-создает психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) для
организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
ОВЗ;
-знакомит родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ,
инвалидов (детей-инвалидов), с документами, регламентирующими
образовательные отношения (адаптированной образовательной программой,
учебным планом, расписанием и т.д.);
-разрабатывает необходимую документацию и инструментарий,
позволяющие отследить прохождение образовательной программы,
динамику обучения обучающегося с ОВЗ, инвалида (ребенка-инвалида), его
коррекционную подготовку;
-обеспечивает повышение квалификации педагогов в области
коррекционной педагогики.
2.9.Учреждение осуществляет:
-учёт обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на этапах их
поступления, обучения, государственной итоговой аттестации;
-размещает информацию о наличии условий для обучения обучающихся
с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на официальном сайте Учреждения;
-создает в Учреждении толерантную социокультурную среду,
волонтерскую помощь инвалидам (детям-инвалидам).
-обеспечивает выполнение показателей результативности реализации
мероприятий по доступности Учреждения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
2.10.Решение о создании в Учреждении отдельных классов
инклюзивного образования принимается Управлением образования
администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской
области (далее – Управление образования) на основании ходатайства
руководителя Учреждения и оформляется приказом Управления
образования.
2.11.Ходатайство Учреждения должно содержать:
-список обучающихся для зачисления в отдельный класс инклюзивного
образования;
-копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся
об организации обучения по адаптированной общеобразовательной
программе в условиях инклюзивного образования в отдельном классе;
-копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на
каждого ребенка;
-подтверждение наличия в Учреждении специальных условий для
получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры
нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.
3.Содержание инклюзивного образования
3.1.Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка
может быть организовано:
-по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
-по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
-по индивидуальной образовательной программе.
3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения
инвалидов (детей-инвалидов) определяется в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
3.3.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ,
инвалидов (детей-инвалидов) на основе специально разработанных учебных
планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
3.4.Адаптированная
образовательная
программа
Учреждения
реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.5.При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.6.Обучение обучающихся с ОВЗ по основным образовательным
программам учитывает программу коррекционной работы, являющейся
разделом основной образовательной программы Учреждения.
3.7.Программа коррекционной работы направлена на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ОВЗ и оказание помощи обучающимся с ОВЗ и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы общего
образования.
Программа коррекционной работы содержит:
-перечень, содержание и план реализации индивидуальноориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
их интеграцию в образовательное учреждение и освоения ими основной
образовательной программы общего образования с учетом особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей;
-систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их
жизнедеятельности;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников;
-планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и
итоговые).
3.8.С учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график
обучения, учебную нагрузку, сроки освоения образовательных программ, а
также условия аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются
Педагогическим советом Учреждения.
3.9.В Учреждении при осуществлении образовательной деятельности
по адаптированным образовательным программам создаются специальные
условия для получения образования детьми с ОВЗ. Коррекционноразвивающие мероприятия в Учреждении могут реализовываться как в
рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.10.Образовательная деятельность по образовательным программам, в
том числе адаптированным образовательным программам, организуется в
соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной
деятельности (организованной образовательной деятельности), которое
определяется Учреждением в соответствии с установленными требованиями
санитарных норм и правил.
3.11.Режим работы при организации инклюзивного образования
определяется Учреждением самостоятельно с соблюдением санитарных норм
и правил.
3.12.Адаптированные образовательные программы реализуются
Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их
реализации.
3.13.В Учреждении обеспечивается участие всех детей с ОВЗ,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятий.
3.14.Обучение детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в
Учреждении осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.15.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы,
сопровождается текущим
контролем
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяется организацией
самостоятельно.
3.16.Освоение обучающимися основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования завершается
государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.17.Лицам с ОВЗ, инвалидам (детям-инвалидам), обучавшимся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
в
Учреждении и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдается документ об образовании.
3.18.Лицам с ОВЗ (с нарушениями интеллекта), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным
законодательством.
4.Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, обучающихся в
форме инклюзивного образования.
4.1.Для обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов), в том числе
посредством организации инклюзивного образования привлекаются
педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной
педагогики, приёмов коррекционной работы.
4.2.Педагогические работники обязаны учитывать особенности
психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами в части реализации адаптированных
образовательных программ, использования форм, методов и средств
обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи.
4.3.В штатное расписание Учреждения при организации инклюзивного
образования вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога,
учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с
учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, инвалидов
(детей-инвалидов)).
4.4.Штатное расписание утверждается директором Учреждения.
4.5.В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание ставок специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на
основе договора со специализированной (коррекционной) образовательной
организацией или организацией для детей, нуждающихся в психологомедико-педагогической помощи.
4.6.Диагностико-коррекционное,
психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ в Учреждении сопровождается
психолого-педагогическим консилиумом (ППк).
4.7.Специалисты ППк:
-осуществляют психолого- педагогическое обследование детей с ОВЗ;
-определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и
форм инклюзии;
-проводят предварительную работу с обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогическими работниками Учреждения,
направленную на подготовку в Учреждении инклюзивного образования;
-разрабатывают
совместно
с
педагогами
индивидуальные
образовательные маршруты;
-отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
-организуют
систематическое
сопровождение
образовательного
процесса в условиях инклюзии;
-согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
Приложение 1
к Положению об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) в __________________________
Руководителю образовательной организации
от __________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
______________________________________________
Проживающей(го) по адресу:_________________
____________________________________
телефон _____________________________
Заявление
о согласии на обучение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной общеобразовательной программе
Я, ______________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_________________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) __________________________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО,
_________________________________________________________________________________________
дата (дд.мм.гг.) рождения
_________________________________________________________________________________________
класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся)
руководствуясь ч.3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и на основании рекомендаций
__________________________________________________________________
(наименование психолого–медико–педагогической комиссии)
_____________________________________________________________________________________
от "____" ________________ 20_____ г. № _______________ ,
заявляю о согласии на обучение________________________________________________________
(ФИО ребенка)
__________________________________________________________________
по ________________________________________________________________
(общеобразовательная программа)
в _________________________________________________________________
(наименование образовательной организации)
Рекомендации психолого–медико–педагогической комиссии прилагаю.
"___" ____________ 20___ г.
/_____________/_____________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Регистрация заявления №__________
«_____» _______________20 __года